Чем отличается азс от нефтебазы. Назначение и классификация азс. Автозаправочные комплексы и станции

Увеличение численности автомобилей различного назначения на дорогах страны приводит к развитию сетей автозаправочных станций и совершенствованию оборудования на них. Выросла пропускная способность АЗС, скорость заправки автомобилей, номенклатура нефтяного топлива с высокими функциональными и экологическими свойствами.

Типы автозаправочных станций

Автозаправочные станции можно разделить на группы в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98.

Традиционные стационарные АЗС - это капитальные сооружения с которые находятся в отдалении от топливораздаточных колонок. Размещают их, проектируют, строят и эксплуатируют в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, нормами и инструкциями по пожарной безопасности.

Стационарными являются и блочные АЗС, в которых колонки расположены над подземным резервуаром, и модульные, в которых контейнеры для хранения топлива разнесены с колонками.

Многие предприятия с большим количеством собственного автотранспорта размещают на своей территории для своих нужд топливозаправочный пункт.

В заправочном отсеке расположены топливораздаточные колонки. В отдельных отсеках находятся резервуар хранения топлива и взрывобезопасный перекачивающий насос для заполнения его топливом.

Технологическое оборудование может устанавливаться на люке резервуара, и тогда по верху контейнера располагается огражденная площадка для обслуживания этого оборудования. Есть варианты конструкций КАЗС, в которых оборудование располагается сбоку в специальном технологическом отсеке.

Общим для всех конструкций АЗС является наземное расположение резервуара и размещение колонок в контейнере.

Комплектация контейнерных АЗС

Контейнерная АЗС состоит из двух или больше хранения топлива (одного или нескольких) и контейнера управления или диспетчерского пункта, который еще называется операторной.

Контейнер управления может быть рассчитан не только на размещение рабочего места оператора, но и на помещение для отдыха или склада. Операторная снабжена освещением и внутренней электропроводкой, в ней размещаются устройства управления колонками. В комплект поставки могут входить силовой шкаф, лабораторное или метрологическое оборудование, система громкоговорящей связи.

Контейнерная АЗС может быть рассчитана на топливо от одного до четырех видов.

Одностенных или двухстенных, может быть от трех до сорока кубических метров. Нефтяная компания «Лукойл» АЗС контейнерного типа заказывает емкостью 40 куб. метров с возможностью эксплуатации в климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Казалось бы, гигантам нефтяного бизнеса не нужны мини-заправки, но цели бывают разные. Маленькую четырехкубовую контейнерную АЗС «Газпромнефть», не менее известная российская компания, использует для собственных нужд.

Не остался в стороне и еще один нефтяной гигант. ОАО «Газпром» АЗС для собственного автотранспорта заказывал с возможностью GSM-связи колонки с оператором.

Контейнер хранения топлива

Контейнеры хранения топлива комплектуются резервуарами различной вместимости и разных типов: одно-, двух-, трех- или четырехсекционными. Топливораздаточные колонки тоже могут различаться по типам.

На АЗС используются двустенные резервуары, в которых межстенное пространство по требованиям пожарной безопасности заполняется тосолом или газом, и обязательно должен быть установлен датчик контроля утечки.

Технологическое оборудование включает в себя не только трубы, по которым резервуар заполняется топливом, и трубы выдачи топлива, замерные патрубки и люки, датчики верхнего уровня, но и огнеоградители, отсечные и дыхательные клапаны. Резервуар и трубы изготавливаются из высококачественных сталей, при необходимости морозостойких или нержавеющей, толщиной от 2 мм.

Одностенный резервуар с поддоном для сбора пролитого топлива можно использовать, если контейнерная АЗС расположена за пределами населенного пункта.

Топливораздаточные колонки могут быть как однорукавные, например «Топаз-511», так и двухпистолетные, и даже трехрукавные.

Например, для ОАО «Газпром» АЗС комплектовалась дополнительной колонкой для двух видов топлива в случае отказа основной трехрукавной.

Дополнительное оборудование

В качестве в контейнерных АЗС могут устанавливаться автономные системы разного назначения.

Без участия оператора и наличия внешних систем управления в АЗС устанавливается система автономного налива топлива. Микрокомпьютер, считыватель proxy-карт (персональных магнитных карт с информацией о лимите отпускаемого топлива) и клавиатура устанавливаются на каждой топливораздаточной колонке, и она работает автономно. При этом колонка может быть как однорукавная, так и рассчитанная на несколько видов топлива.

Центральный компьютер в головном офисе обрабатывает информацию, поступающую с отдельных колонок с помощью GSM-связи.

Топливо может отпускаться автономно через терминалы, которые должны устанавливаться на расстоянии не менее трех метров от КАЗС. Терминалы могут быть как обычные для банковских пластиковых карт, так и для лимитных карт для собственного пользования, например, предприятием.

Дополнительно на контейнерные АЗС по желанию заказчика устанавливаются системы пожаротушения и системы контроля уровня в резервуарах. Например, контейнерная АЗС «Газпромнефть» укомплектована системой пожаротушения «Буран» и уровнемером типа ПМП компании «Сенсор». Уровнемер позволяет измерять уровень жидкости в емкости, ее температуру, плотность и объем.

Контейнерные АЗС для ОАО «Лукойл»

АЗС для одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний изготавливали примерно по одному проекту несколько производителей. Целая сеть КАЗС предназначена для использования в качестве полноценных мобильных автозаправочных станций в условиях Крайнего Севера и Западной Сибири.

Топливораздаточные колонки и резервуары позволяют хранить и выдавать три вида топлива: дизельное топливо, бензин АИ-80 и АИ-92 при перепадах температур от -60 до +40 °C .

Современные автоматические системы отслеживают наполнение резервуара, состояние хранимых видов топлива и их отпуск.

КАЗС укомплектованы двумя двухрукавными топливораздаточными колонками, соединенными с пультом дистанционного управления через интерфейс RS-485.

Факторы, влияющие на цену КАЗС

Производитель не может заранее составить калькуляцию стоимости каждой отдельной АЗС. На контейнерные АЗС цены зависят многих факторов, и сегодня на рынке колеблются от 160 тысяч до 4,5 млн рублей.

Главным фактором является количество резервуаров и их объем. Резервуар объемом один кубический метр рассчитан на один вид топлива, а объемом 40 куб. м - на три.

Следующий фактор - точность системы учета топлива и ее автоматизация. Кассовый аппарат, компьютер, специальное программное обеспечение, современные средства связи с центральным офисом могут устанавливаться на АЗС по желанию заказчика и, естественно, влияют на цену.

Не все заказчики комплектуют свои АЗС отдельным пунктом управления (операторной). А это отдельный контейнер, и влияет он на цену очень заметно.

Отличается цена КАЗС разных Мало того, что для изготовления резервуара используются специальные морозостойкие стали, часто устанавливаются системы подогрева топлива в трубопроводах.

Комплектация тоже влияет на цену АЗС. Топливораздаточные колонки могут различаться по конструкции, типу, способу монтажа и производителю.

Даже примерно одинаковые колонки производства Германии, Италии, России или Китая ощутимо различаются по цене.

Мощность насоса, наличие уровнемера той или иной конструкции, комплектующие - эти моменты тоже важны и оказывают свое влияние на цену.

Цена, бесспорно, является важным аргументом в выборе АЗС. Но выбирать ее нужно все-таки по качеству комплектующих и материалов. Эти факторы намного важнее для безопасной и длительной эксплуатации контейнерной АЗС.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для об­служивания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смаз­ки и специальные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мой­ка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью современных АЗС являются кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные.

Передвижные АЗС (ПАЗС) мон­тируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измеритель­ных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства.

Стационарные АЗС сооружаются по типо­вым проектам на 300,500,750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

Топливо- и маслораздаточные колонки;

Помещения для обслуживающего персонала;

Другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16.

Рис.14.16. Принципиальная схема АЗС:

1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - тогашвораздаточная колонка

Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он от­стаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топли-вораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохраните­ля 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.

Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более под­робно.

Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродук­тов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при­соединяемся"рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоци­стерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизон­тальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м 3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распре­деляются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум -1000 Па.

Замерное устройство5 служит для замеров уровня взлива неф­тепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крыш­кой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана3 - предотвращение слива неф­тепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса дав­ление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сече­ние.

Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металли­ческого корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из ре­зервуара.

Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправ­ки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они име­ют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для пе­рекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасываю­щим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускае­мого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жид­кости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидко­сти и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диа­метром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи го­рючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с эти потери.

Автозаправочные станции (АЗС) и пункты заправки техники (ПЗТ) делятся на несколько видов по назначению, конструктивному исполнению и особенностям использования. Основой всех видов заправочных пунктов являются небольшие мини-АЗС, включающие:

Резервуар емкостью до 30 м3,

Насосный агрегат для перекачки топлива или ТРК,

Трубопроводное оборудование,

Необходимые контрольно-измерительные приборы.

На этой основе возможно создание самых разных пунктов заправки – стационарных, модульных, контейнерных, мобильных и т.д.

По функциональному назначению выделяют:

АЗС общего пользования – многотопливные АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Ведомственные заправочные пункты – небольшие АЗС, размещенные на территории предприятия и предназначенные для заправки транспортных и других моторных средств только этой компании. Крупные предприятия со значительным количеством автомобильной, автотракторной, дорожной и другой заправляемой моторным топливом техники, как правило, имеют свои ведомственные ПЗТ. Это позволяет им обеспечить определенную автономность и независимость от всякого рода перебоев в системе поставок топлива.

По конструктивному исполнению АЗС бывают:

1.Стационарные – классические АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК). Стационарные заправочные пункты строятся (устанавливаются) непосредственно в местах обслуживания техники, на пример в автопарках.

2.Блочные – АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется установкой блока ТРК над блоком хранения топлива.

3.Контейнерные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива. Они характеризуются раздельным размещением ТРК и резервуара с технологическим оборудованием в контейнерах, выполненных как отдельные заводские изделия.

4.Модульные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением ТРК и контейнера с топливом, выполненных в виде отдельных модулей: заправочного модуля и модуля хранения топлива.

5.Мобильные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется размещением резервуара, ТРК и технологического оборудования на одном основании или в контейнере в виде единого заводского изделия. Область применения мобильных АЗС достаточно широка и включает использование их автопарками, строительными, дорожно-ремонтными и другими организациями. Они удобны повсюду, где нужно постоянное снабжение предприятий топливом.

6.Передвижные – это, как правило, мобильные АЗС, технологическое оборудование которых установлено на платформе транспортного средства (автомобильном или гусеничном шасси, прицепе, полуприцепе) и выполнено как единое заводское изделие. Передвижные пункты заправки имеют оптимальные габариты и относительно небольшой вес, поэтому они могут быть доставлены к месту работы строительной, дорожной и другой спецтехники или автотранспорта. Это позволяет значительно ускорить производственный процесс, и в конечном итоге – снизить издержки от простоя техники.

Итак, как видите, по способу размещения резервуаров все заправочные пункты можно разделить на три категории:

С подземным расположением (традиционные – классические и блочные АЗС);

С наземным расположением (контейнерные и модульные АЗС);

С расположением на транспортном средстве (передвижные АЗС).

Наконец, по уровню автоматизации существуют:

Автоматические АЗС – это такие автозаправки, где во всем процессе участвует только водитель без обслуживающего персонала. В этом случае водитель должен иметь свой персональный код или электронный ключ, с помощью которых он активирует ТРК и заправляет технику необходимым количеством топлива. Аналогично действует водитель автоцистерны при заливе резервуара АЗС топливом. В обоих случаях данные по персональному и количественному учету поступают в единый центр (например, через систему ГЛОНАС) и обрабатываются. Данный вариант очень привлекателен в экономическом плане, он исключает безучётный слив топлива (воровство) и позволяет экономить на содержании обслуживающего персонала (операторов).

Полуавтоматические АЗС – это пункты, где процесс заправки (слива) отличается от предыдущего тем, что данные по персональному и количественному учету фиксируются непосредственно на АЗС (например, в диспетчерской).

Обычные АЗС – заправочные пункты, на которых водитель сообщает диспетчеру свои учетные данные и количество заправляемого (сливаемого) топлива, а затем самостоятельно заправляет машину или сливает топливо из автоцистерны.

Преимущества разных типов АЗС

Не будем рассказывать об особенностях стационарных АЗС – так выглядят все коммерческие заправки. Остановимся подробнее на контейнерных, модульных и мобильных заправочных пунктах, ведь они намного удобнее в качестве ведомственной АЗС и обладают массой преимуществ.

Контейнерная АЗС – как правило, этот тип заправки предназначается для приема, хранения, а также выдачи потребителям (владельцам автотранспортных средств) одного вида топлива (редко – двух и более). Такие АЗС характеризуются тем, что ТРК с необходимым технологическим оборудованием размещены в одном контейнере и соединены с другим контейнером – резервуаром для хранения топлива, в единую технологическую систему. Применение контейнерных АЗС оправдано на строительстве крупных объектов, где задействовано большое количество транспортных средств, дорожной и специальной техники.

Основными преимуществами контейнерной АЗС являются:

Относительно низкая стоимость комплекта, срок окупаемости не больше одного года.

Небольшой временной срок монтажа и наладки (примерно две недели).

Благодаря надежной и прочной конструкции резервуара контейнерная АЗС не требует строительства сложного фундамента.

Не требуется установка специальной емкости для возможного аварийного пролива топлива.

Контейнерная АЗС поставляется в виде комплекта, состоящего из законченных заводских изделий с соответствующими документами и техническими паспортами. Как правило, контейнерная АЗС комплектуется ТРК, но также она может комплектоваться насосным агрегатом с системой приема и выдачи топлива. В последнем случае речь идет о тех АЗС, где не требуется персональный учет выдачи топлива.

Модульная АЗС – пункт заправки, который характеризуется надземным расположением резервуаров, а также разнесением ТРК и контейнера для хранения топлива. Здесь в состав входят такие же емкости для топлива, как и в контейнерных АЗС. Однако от последних модульный вариант отличается тем, что ТРК устанавливаются на заправочных островках, а не в контейнере. Такая конструкция модульных АЗС в контейнерном исполнении дает возможность комплектовать их различными типами ТРК, поскольку почти нет ограничений по габаритам.

Преимущества модульных АЗС:

Есть возможность использовать разные типы топливораздаточных колонок.

Монтаж выполняется без особых затрат и не требует много времени.

Как и в предыдущем случае, быстрая окупаемость.

Кроме различия по размерам модульные АЗС имеют другие конструктивные особенности и отличаются между собой набором устанавливаемого технологического оборудования.

Мобильная АЗС – на сегодня АЗС этого типа очень популярны среди заказчиков. Они обеспечивают прием, хранение и отпуск всех видов моторных топлив для любых транспортных средств. Мобильные АЗС позволяют работать с такими видами топлив, как дизель, бензин и авиационное топливо, а также с гидравлическими, моторными, трансмиссионными и другими маслами.

Для обеспечения работы насосов в мобильных АЗС возможно использование электрического (в том числе от аккумуляторов), гидравлического, механического (ручного) привода, а также привода от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых случаях, при использовании резервуаров повышенной прочности, возможно применение сжатого воздуха для выдавливания топлива непосредственно из емкости.

Среди преимуществ мобильных АЗС:

Возможность оперативно и быстро заправлять транспортные средства на предприятиях, а также там, где недоступны стационарные АЗС.

Всегда есть резервный запас топлива для транспортных средств, а также оперативный запас топлива, объем которого может составлять от 1000 до 30 000 литров.

Емкость для топлива можно изготавливать в двустенном варианте, что дает возможность использовать ее в регионах с низкими температурами.

Мобильные АЗС могут успешно использоваться на территориях складских комплексов, в портах, на стоянках малых кораблей и катеров. Их также можно устанавливать на базах отдыха, где необходимо заправлять как транспортные средства самой базы, так и транспортные средства отдыхающих. Широкое применение они нашли в автосалонах и автосервисах, в сельском хозяйстве во время массовых полевых работ.

Мобильные АЗС, которые мы предлагаем нашим клиентам, производятся в Российской Федерации, включают различные виды контроля приема, хранения и отпуска топлива, они выполняются в форме единого заводского изделия и имеют все необходимые сертификаты и технические паспорта. Для монтажа мобильной АЗС и ее последующего использования не требуется специальных разрешений.

Почему это выгодно?

Мини-АЗС, как правило, поставляются заказчику в виде комплекта оборудования, скомпонованного в единую технологическую систему. Срок эксплуатации таких мини АЗС – двадцать и более лет, а условия эксплуатации предусматривают их размещение во всех климатических зонах нашей страны.

Мини-АЗС являются самым удачным вариантом в соотношении цены и качества. Они хороши тем, что они занимают небольшой участок земли, их пропускная способность позволяет полностью удовлетворить потребности клиентов в моторном топливе для транспортных средств.

Окупаемость мини-АЗС достаточно высока. Опыт показывает, что при постоянной эксплуатации в течение одного года 10-15 единиц автомобильной или специальной техники, мини-АЗС полностью себя окупает только из-за разницы между оптовыми и розничными ценами на топливо.

Кроме этого, использование автоматизированной системы управления на мини-АЗС позволяет организовать необходимый контроль и учет отпуска топлива без участия оператора, что особенно целесообразно при небольшом количестве техники.

«Пункт заправки» предлагает полный спектр услуг по обеспечению вашего автопарка топливом прямо на территории предприятия, и при этом вы платите меньше, чем заправляясь на сторонних АЗС!

ОРГАНИЗАЦИЙ

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

1) АЗС предназначены для обеспечения владельцев автомобилей топливом, смазочными материалами и техническими жидкостями.

2) АЗК - это предприятие, оказывающее, кроме заправки, дополнительные услуги:

Мойка автомобиля:

Предоставление охраняемой стоянки;

Замена масла и мелкий ремонт;

Предоставление постов для самообслуживания;

Техническая помощь;

Питание и отдых водителей и пассажиров и др.

3) АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), осуществляющие заправку сжатым природным газом и АГЗС (автомобильные газозаправочные станции), осуществляющие

заправку сжиженным углеводородным газом.

2. СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СТО).

СТО - основной вид сервисного предприятия, на котором могут выполняться следующие услуги и работы:

Продажа и предпродажная подготовка автомобилей;

Мойка и уборка;

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт;

Продажа запасных частей и материалов;

Дооборудование и тюнинг;

Временное хранение автомобилей;

Техническая помощь;

Сопутствующие услуги.

СТО классифицируются:

По назначению и расположению на: городские и дорожные;

По размеру (числу рабочих постов) на:

Малые - до 5 постов;

Средние - 6-15 постов;

Большие-16 и более постов;

По объектам и перечням выполняемых работ и услуг на:

Комплексные;

Специализированные по работам и услугам;

Специализированные по маркам и типам автомобилей.

3. ДИЛЕРСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ДИЛЕРЫ).

Это торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей определённого производителя, с которым заключён договор.

В зависимости от содержания договора с производителем дилеры могут получить право на:

Товарный знак (франчайзинг или коммерческая концессия) и марку производителя - «фирменные сервисные предприятия»);

Торговлю и/или обслуживание автомобилей данного производителя.

Предприятия, выполняющие ТО, текущий и капитальный ремонт агрегатов, узлов и систем автомобилей.

Наибольшее распространение получили специализированные АРМы по ремонту:

Электронного и электрооборудования;

Радиооборудования и средств защиты;

Шин и колёс;

Кузовов и кабин (ремонт, правка, окраска);

Систем вентиляции, кондиционирования и климат-систем;

Двигателей и агрегатов трансмиссии;

Подвески и ходовой части.

5. ТЮНИНГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Производят дооборудование или конструктивные изменения автомобилей и агрегатов.



Наиболее характерными работами являются:

Внешняя модернизация кузова (изменение геометрии, установка подкрылок, обтекателей и др.);

Внутренняя модернизация кузова (перепланировка, замена кресел, установка перегородок и др.);

Установка дополнительного оборудования и устройств (аудио-видеотехника, подушки безопасности, электрические стеклоподъёмники, противоугонные устройства и др.);

Замена агрегатов и систем (установка более мощного двигателя, автоматической коробки передач, замена или усиление подвески и др.);

Модернизация или изменение конструкции агрегатов (форсирование или дефорсирование двигателя, установка нейтрализаторов и фильтров и др.).

6. МАГАЗИНЫ И САЛОНЫ ПО ПРОДАЖЕ АВТОМОБИЛЕЙ.

7. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОЙКИ.

Автомобильные мойки подразделяются:

Автоматизированные;

Механизированные;

Немеханизированные (ручная мойка и уборка).

8. СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ.

Подразделяются: - по режиму использования на:

Постоянные (стационарные);

Временные;

По обустройству и конструкции на:

Открытые и закрытые;

Манежные и с изолированными боксами;

Отапливаемые и не отапливаемые;

Наземные, подземные и многоэтажные;

По составу предлагаемых услуг на:

Одноцелевые (только хранение);

Многоцелевые (хранение, мойка, мелкий ремонт и др.).

9 МОТЕЛИ И КЕМПИНГИ.

Мотели предназначены для кратковременного отдыха и проживания водителей и пассажиров, находящихся в пути и хранения автомобилей.

Кемпинги предназначены для продолжительного проживания и отдыха автотуристов. Представляют собой обустроенную и охраняемую территорию с участками для размещения автомобилей, жилых домиков или палаток, бытовых помещений общего пользования.

10. ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предназначены для обеспечения сервисных предприятий автомобилями, запасными частями, технологическим оборудованием и материалами.

11. СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Предназначены для оказания технической помощи на месте возникновения отказа автомобиля и транспортирования автомобиля при невозможности устранения отказа на сервисное предприятие или место хранения.

12. ПРОЧИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ.

1) Банки, осуществляющие автокредитование.

2) Страховые компании, работающие с сервисными предприятиями, производящими ремонт автомобилей по «страховым случаям».

3) Компании и бюро автотехнической экспертизы. Бюро технической экспертизы осуществляют:

Определение фактических затрат при ремонте автомобилей в результате страховых случаев;

Проверка соответствия фактически произведенного ремонта оформленной сервисным предприятием платежной документации;

Проверка соответствия материалов и запасных частей действующим требованиям и др.

Автозаправочные станции предназначены для заправки автотранспорт­ных средств горючим*. На АЗС дополнительно осуществляется: "

Продажа масел, консистентных смазок, запасных частей и различных при­надлежностей к автомобилям;

Прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел;

Техническое обслуживание и мойка автомобилей.

Классификация АЗС по различным признакам приведена на рис. 1.1.

Стационарные станции располагаются в городах, населенных пунктах и автодорогах. Подразделяются на станции:

С подземным расположением резервуаров и разнесением их от топливо- раздаточных колонок (ТРК);

С подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над бло­ком хранения топлива, как единое заводское изделие;

Топливозаправочные пункты, размещаемые на территории предприятий и предназначенные для заправки собственных транспортных средств.

Стационарные типовые АЗС по емкости подразделяются на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по производительности они делят­ся по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135 и 170 автомобилей в час.

При строительстве АЗС применяются типовые проекты с серийно выпус­каемыми технологическими системами для приема, хранения и выдачи топ­лива, согласованные с Главным Управлением Государственной Пожарной Службы МВД России. Допускается использовать несерийные технологичес­кие системы. Технико-эксплуатационная документация таких проектов согла­суется с территориальными подразделениями Государственной Пожарной Службы.




Навесную группу: заправочные островки; информационные колонные светильники; облицовочный комплект колоннады и навесной части; свето­вой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика»; объемный световой знак «Заказчика»; светильники освещения; переходной купол между зданием и на­весной группой.


Заправочные островки изготавливаются из полированной или шлифован­ной нержавеющей стали и используются в качестве оснований ТРК, опор ко­лонн, стел и сервисных постов для защиты их от повреждений автотранспор­том.

■ здание АЗС, состоящее из одного модуля заводской готовности или про­изводственного и сервисного блоков. Производственный блок включает: цен­тральный вход; зону работы оператора; электрощитовую; кладовую; служеб­
ный выход; комнату слесаря; комнату администратора; служебный санузел; санузел для посетителей; комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Инженерные системы: кондиционирования воздуха; тепловой завесы цен­трального тамбура; теленаблюдения.

Крупные АЗС имеют системы отопления, освещения и вентиляции; узлы учета электроэнергии и расхода воды; канализацию и сантехническое обору­дование, охранно-пожарную сигнализацию; блок управления освещением; блок защиты ТРК; громкую связь.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Для защиты от пожаров, статического электричества и блуждающих то­ков резервуары заземляют и оборудуют огневыми предохранителями.

Топливо в подземные резервуары сливают через специальные фильтры.

Трубопроводы укладывают с уклоном 0,005 в сторону резервуара и соеди­няют между собой при помощи муфт или сварки.

Стены и перекрытия здания сооружают из огнестойких материалов. Ото­пление - водяное или паровое низкого давления. Разрешается отапливать зда­ние пожаробезопасными электрическими приборами закрытого типа.

Оборудование станции должно обеспечивать заправку машин закрытой струей, без потерь, с гарантированной чистотой топлива. Раздаточные ко­лонки монтируют по типовым монтажным чертежам. Колонки устанавлива­ют на бетонные фундаменты по отвесу и надежно крепят болтами.

Контейнерные станции (КАЗС) располагаются на автомагистралях, тури­стических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохо­зяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперати­вах, а также в местах сосредоточения автотранспорта. Они бывают:

С наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контей­нере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие, или на одной раме с резервуаром; ...

С наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуа­ров хранения топлива.

Два типа станций по вместимости:

А - при общей вместимости резервуаров более 20 м 3 ;

Б - при общей вместимости резервуаров не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров не должна превышать 40 м 3 в населенных пунктах и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Единичная вместимость резервуаров (камер многокамерного резервуара с двойными перегородками) в населенных пунктах не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов - 20 м 3 .

Вместимость резервуаров модульной станции допускается увеличивать не более чем в 2 раза.


Типовые контейнерные АЗС.

«KONEHITSAUS» (Финляндия).

В контейнере находятся от одного до четырех резервуаров в зависимости от вида топлива. Суммарная вместимость резервуаров от 10 до 25 м 3 . Каркас контейнера изготовлен из труб. Стены и крыша изготовлены из стального профильного листа с пластиковым покрытием, что обеспечивает защиту от коррозии. Крыша - двухскатная или плоская. С торцевой стороны контейне­ра предусмотрена дверь для прохода при проверке технического состояния резервуаров и замере уровня топлива.

Топливные резервуары изготовлены из стального листа и теплоизолиро­ваны. Для удобства зачистки они оснащены внутри специальными лестница­ми. К каждому резервуару подсоединена топливораздаточная колонка с раз­даточным рукавом и краном. Колонки устанавливаются на основание кон­тейнера под навесом. .. .. .

Перевозка контейнера к месту установки осуществляется при помощи трей­лера.

Фирма выпускает также автоматические АЗС с резервуарами, выполнен­ными по стандарту SFS-2733, вместимостью 50 м 3 (две камеры на 20 и 30 м 3). Станция укомплектована двумя топливораздаточными колонками типа SU- 8500 ST, установленными на одной раме с резервуаром хранения топлива. ТРК управляются микропроцессором, размещенным в стойке управления. Отпуск нефтепродуктов производится по картам.

В приемном отсеке размещены сливные патрубки с муфтами и сливной насос с фильтром и электродвигателем.

КАЗС-2М (Россия).

Состоит из:

Контейнера управления для оператора с пультами управления ТРК, элек­трошкафом, местом для отдыха и санузлом;

Контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м 3 . В контей­нере размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее уст­ройство, фермы с подвесными раздаточными устройствами. Управление зап­равкой дистанционное.

Техническая характеристика :

Максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;

Общая вместимость резервуаров - 17,2 м 3 ;

Количество заправочных постов - 4;

Отопление контейнера управления - электрическое;

Масса контейнера управления - 6450 кг;

Масса контейнера хранения - 6550 кг;

Площадь КАЗС с подъездами - 390 м 2 .

МАЗ С (Россия).

Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пун­ктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа. Транспортируются автотранспортными средствами.


Может располагаться на площадках со сложными гидрогеологическими условиями (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).

Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устройство - клапан СМДК-50.

Вместимость резервуаров: блок-пункта модульного 14 м 3 , блок-резервуара 15 м 3 . Масса:

блок-пункта модульного 4190 кг, блок-резервуара 2670 кг; операторной 2900 кг. «Паритет-К» (Россия).

Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хране­ния топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хра­нения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и аварий­ного опорожнения резервуара.

Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.

Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электропри­водом, предназначенным для работы во взрывоопасной зоне.

Герметичность двухстенных резервуаров контролируется автоматически по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвра­щения образования пустот в межстенном пространстве при изменении темпе­ратуры окружающей среды установлен расширительный бачок, оборудован­ный датчиком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмосферой через огневой предохранитель.

Для доступа к арматуре, установленной на горловине резервуара, контей­нер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обеспечивающим безопасную работу персонала.

Приемный колодец подключается с насосному оборудованию контейне­ра хранения топлива при помощи двустенного трубопровода. Передвижные станции (ПАЗС).

Являются мобильной технологической системой, установленной на авто­мобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Выполнены как единое заводс­кое изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

ПАЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных ло­док и катеров, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на турис­тических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Специальное оборудование:

Цистерна с наливной горловиной;

Шкаф со счетно-раздаточными устройствами;

Боковые ящики;

Бензоэлектрический агрегат.

Цистерна в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне установлена заборная труба и сверху приварен штуцер с фланцем для крепле­ния наливной горловины с люком. На цистерне имеются скобы-поручни для доступа водителя-заправщика к горловине.

Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза (652 мм) по­зволяет человеку при необходимости свободно проникать в цистерну. К кор­пусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указа­теля уровня топлива.

Счетно-раздаточные устройства размещены в шкафу каркасного типа сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу. В транспортном положении разда­точные рукава с кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.

В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.

Топливо выдается насосом с приводом от электродвигателя.

Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат (рис. 1.3). Оборудование может работать и от внешнего источника электро­энергии.

Типовые передвижные АЗС

Модель 56142

Предназначена для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники топливом с плотностью не более 800 кг/м 3 . Рассчитана на эксплуатацию в дорожно-климатических условиях, ба­зового шасси автомобиля MA3-5337.

Техническая характеристика:

Базовое шасси MA3-5337.

■ колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 11000 л.

Полная масса - 17650 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 500 л/мин.

Модель 46121

Предназначена для транспортировки и заправки светлыми нефтепродук­тами плотностью не более 800 кг/м 3 и рассчитана на эксплуатацию при темпе­ратуре воздуха от -40 до +50 °С.

Техническая характеристика:

Базовое шасси ЗИЛ-4331 (дизель).

Колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 6500 л.

Полная масса - 10700 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 50 л/мин.



1.2. Требования к размещению

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Широкий обзор всей территории из помещения оператора;


Рис. 1.4. Общий вид стационарной АЗС.

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля. -=

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

Специальное оборудование и инструмент;

Одиночный комплект запасных частей;

Мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;

Два огнетушителя;

Медицинская аптечка;

Средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС

только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

Лицензия на право эксплуатации;

Паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту.

В паспорте указывается:

Номер автозаправочной станции и ее точный адрес;

Название собственника станции и эксплуатирующей организации;

Величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;

Дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка, количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага­зины и др.); - .. -

Данные о проведении реконструкции;

Сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).


При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

Общее количество;

Количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);

Год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

Номинальная вместимость и вид топлива;

■ общая вместимость резервуарного парка;

Технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

Формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­нок. ■ - -

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

Паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

Градуировочные таблицы на резервуары.

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповери­телем.

Правила технической эксплуатации АЗС;

Инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;

Инструкция по эксплуатации очистных сооружений;

Инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;

Сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.

Журнал учета поступивших нефтепродуктов;

Журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки

о снятии пломб Госповерителя.

График технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;

График поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандар­та;

журнал учета расхода электроэнергии; журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов; журнал учета оборудования, инвентаря и имущества; должностные инструкции работников; табель оснащенности средствами измерений; свидетельства о поверке средств измерений; книга (журнал) приема и сдачи дежурства; книга жалоб и предложений;

План ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;

Сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства;

Приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;

Журнал учета и содержания средств электрозащиты;

Журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

Должностная инструкция водителя-заправщика;

Формуляр на топливораздаточный агрегат;

Техническое описание топливораздаточного агрегата;

Паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;

Паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бен- зоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

1.3. Автомобильные средства транспортирования горючего

Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следу­ющим признакам:

тип базового шасси;

Вид нефтепродукта;

Проходимость автомобильных средств;

Тип несущего элемента базового шасси.

Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, при­цепов и полуприцепов.

Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок служ­бы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефте­продуктом снижает эффективность их использования.

По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и зап­равочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные разда­точные системы в топливные баки автомобилей.

Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами ба­зовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.

По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две груп­пы: А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементо- бетонными, асфальтобетонными и др.); Б - для эксплуатации на дорогах об­щей сети.

" Таблица 1.1

Проходимость автомобильных средств:

Обычная;

Повышенная.

По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цис­терны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая име­ет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время без­рамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полу­прицепов-цистерн большой вместимости.

Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:

Малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелки­ми партиями.

Средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массо­вых перевозок и выдачи большими партиями.

Большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транс­портирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугород­ных перевозок.

Условные обозначения основных классификационных признаков:

Тип базового шасси: автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП;

Тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;

Номинальная вместимость в м 3 ;

Марка базового шасси.

Примеры условных обозначений:

транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 - АП-8-5334 :

топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130 :

транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817 .

Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5): сило­вой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудова­ния. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси при­цепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энергии, необхо­димой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных опера­ций:

Цистерна в сборе;

Крышка горловины цистерны в сборе;

Гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвяз­ки;

Комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящи­ки, пеналы);


$ й Л о

К) о

Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320. 1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня; 5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 - цепь; 10 - лестница; 11 - брызговик; 12 - коммуникации; 13 - щиток; 14 - заземляющее устройство; 15 - табличка.


Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

Комплект противопожарного оборудования.

 
Статьи по теме:
Если попался пьяным за рулем первый раз, что будет, какое ждет наказание Поймали пьяного за рулем когда будет суд
Время чтения: 8 минут Управление транспортным средством требует от водителя точной координации движений и концентрации внимания. Употребление алкоголя резко снижает эти показатели. В результате автомобиль под управлением нетрезвого шофёра порой станови
Как правильно проверить дизель перед покупкой автомобиля
Никогда не покупайте автомобиль без его предварительной проверки в движении. Кузов и колёса. Эти узлы обязательны для проверки, лучше эту процедуру доверить знающим людям. В кузове могут быть скрытые дефекты.А колёса, это те 4 точки, которые связывают ва
Что такое дмрв в автомобиле: назначение, признаки неисправности Норма работы датчика дмрв ваз 2114
Для оптимальной работы инжекторного двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) следует учитывать, сколько воздушной смеси поступает в камеры сгорания цилиндров. На основании этих данных электронным блоком управления (далее ЭБУ) определяет условия подачи т
Дмрв на ваз – восстановление работоспособности Какое напряжение на дмрв ваз 2114
В большей части устойчивость и на 100% экономичность работы мотора зависит от состояния датчиков электронного блока управления, во многих случаях нам под силу самостоятельно проверить их работоспособность. К одним из таких случаев относится проверка датч