Как менять подшипник ступицы. Когда и как производится замена ступичного подшипника? Можно ли поменять подшипник ступицы

Чтобы автомобиль двигался по четко заданной траектории, необходимо обеспечить совпадение направления ступицы и колеса. В этом случае вращение руля приведет к изменению направления ступицы и как следствие, повороту колеса. Одновременно необходимо обеспечить свободное вращение колеса на ступице. Эти задачи и выполняет ступичный подшипник. Он установлен на передней и задней оси любого автомобиля, за исключением тех, в которых установлены разрезные или неразрезные мосты.

Когда менять ступичный подшипник

Для определения состояния ступичного подшипника, необходимо приподнять автомобиль, чтобы одно или несколько колес оказались над землей. Лучше всего делать это при помощи подъемника. Если его нет, можно использовать один или два домкрата, страховочные подставки и противооткатные башмаки. Подняв автомобиль домкратами и, установив под него подставки, обязательно покачайте кузов. Если удастся сдвинуть хотя бы 2 см, переставьте подставки, в противном случае велика вероятность падения автомобиля с подставки.

Обхватите одной рукой покрышку колеса сверху, а другой снизу и покачайте из стороны в сторону. Если люфт свыше 1 мм, подшипники необходимо подтянуть или заменить. Если люфт сопровождается даже несильным стуком, подшипник необходимо обязательно заменить. Если люфт уложился в необходимые пределы, рукой раскрутите колесо, заставив его вращаться. Если вращение сопровождается гулом, щелканьем, постукиванием, подшипник необходимо заменить.

Видео - Как проверить передний ступичный подшипник?

Замена ступичного подшипника

Для снятия ступичного подшипника необходимо открутить гайку, которая фиксирует его и вытащить толстую металлическую шайбу. На ведущих колесах она накручена на приводной вал, на ведомых колесах на ось кулака. После этого приподнимите автомобиль, как описано выше. Снимите колеса (если меняете лишь с одной стороны, то колесо). Выкрутите направляющие тормозного суппорта и снимите колодки. Открутите болты крепления скобы тормозного суппорта и снимите ее. Снимите тормозной диск. Нередко для этого стык тормозного диска и ступицы приходится обрабатывать жидкостью WD-40. На задней оси с барабанными тормозами необходимо снять барабан и колодки.

Чтобы снять ступицу с кулака ведомой оси потребуются длинные болты с соответствующей резьбой (идеально подходят болты крепления ) и тормозной диск или барабан. Расположите диск или барабан наружной стороной к ступице вставьте в него болты, затем вкрутите их на 1 см в ступицу. Используйте диск как таран – резко тяните на себя, чтобы во время удара о шляпки болтов, он сорвал со своего места ступицу. Также для этого можно использовать обычный трехлапый съемник подходящего размера. Еще один способ снять ступицу – вкрутить в ее отверстия длинные болты, которые упершись в кулак, выдавили бы ступицу наружу. Вытащив ступицу, снимите два стопорных кольца подшипника. После этого с помощью специального съемника, который продают в любом автомагазине, извлеките подшипник из ступицы.

Чтобы снять ступицу с кулака ведомой оси необходимо снять тормозной диск, как описано выше и с его помощью снять ступицу из поворотного кулака. После этого открутите болты крепления нижней шаровой опоры, выжмите нижний рычаг подвески с помощью лома и снимите кулак с приводного вала. Эта операция одинаково выполняется на передней и задней подвеске. Снимите стопорные кольца ступичного подшипника и вытащите его с помощью специального съемника. Благодаря тому, что диаметр ступичных подшипников большинства автомобилей одинаков, то съемник для ВАЗ 2109 окажется универсальным. Если же размер подшипника отличается, необходимо будет заказать токарю шайбы соответствующего диаметра или приобрести съемник, предназначенный для вашей модели автомобиля. Нередко после снятия ступицы на кулаке остаются части подшипника. Чтобы снять их, воспользуйтесь трехлапым съемником или зубилом. Старайтесь не повредить штырь кулака.

Установка ступичного подшипника проходит в обратном порядке. Если на вашем автомобиле установлен не один широкий, а два узких подшипника на каждом колесе, то заменив их, не забудьте заполнить подшипники смазкой Литол, ШРУС или их аналогом.

Подбор ступичного подшипника

Выбирая ступичный подшипник, учитывайте следующее. Оригинальные детали всегда лучше, чем неоригинальные. Это касается как иномарок, так и российских автомобилей. Выбирая между неоригинальными деталями, внимательно проверяйте производителя. Перед заказом или покупкой подшипника убедитесь, что вы выбрали не продукцию фирмы упаковщика. В этом случае название производителя на упаковке и подшипнике будет различаться. Попросите продавца открыть коробку с подшипником, чтобы убедиться, что название производителя совпадает. Если не совпадает, откажитесь от покупки. Чтобы подобрать подшипник по размеру, воспользуйтесь бумажным или электронным каталогом запасных частей. Определите с его помощью оригинальный артикул и каталожный номер и подбирайте подшипники по нему.

Вращение колес автомобиля было бы затруднительно без использования подшипников качения. Их наличие в конструкции ступиц авто обеспечивает легкое и бесшумное вращение колеса при движении.

Но подшипник – элемент по конструкции достаточно сложный, при эксплуатации авто он испытывает сильные нагрузки, что приводит к его износу и выходу из строя.

Особенно важно следить за состоянием подшипника передних ступиц. Сильный износ его приведет к наличию значительного люфта, сказывающегося на поведении колеса на дороге. Колесо перестанет ровно идти по дороге, появятся колебания, которые сразу же скажутся на шине – она начнет .

При этом вибрация колеса скажется и на рулевом правлении, рулевой механизм будет испытывать постоянные ударные , при этом часть этих вибраций будет передаваться на руль.

Дополнительно увеличится шум со стороны колеса, на котором подшипник изношен.

Проверка состояния

Произвести проверку состояния подшипника передней ступицы не так уж и затруднительно. Всего лишь переднее колесо, где предположительно изношен подшипник. Если авто переднеприводное, КПП нужно установить в нейтральное положение, а под задние колеса кинуть упоры и поставить авто на ручник. У заднеприводных авто используется и коробка (устанавливается 1 передача) и ручник.

Поддомкраченное колесо руками нужно взять в верхней части и в нижней, и качающими движениями на себя проверить наличие люфта. В подшипнике с нормальным состоянием никакого люфта присутствовать не должно, даже малейшего.

Дополнительно нужно колесо раскрутить вокруг оси. Колесо должно вращаться легко, наличие каких-либо заеданий, а также небольшого хруста или шума будет сигнализировать о том, что нужна замена подшипника передней ступицы.

Видео: Диагностика подшипника передней ступицы Ваз.

При наличии соответствующего оборудования произвести замену можно и в гаражных условиях, но предварительно нужно приобрести новый подшипник, а также сопутствующие запчасти (ступичная гайка, сальник, стопорные кольца).

Что касается самих подшипников, то на разных авто они отличаются. К примеру, на ВАЗ-2106 спереди установлено два конусных роликовых подшипника, а вот на Chevrolet Aveo – двухрядный шариковый радиально-упорный подшипник.

Из-за различий используемых данных элементов работы по их замене производятся несколько по-разному. Поэтому рассмотрим, как производится замена подшипника передней ступицы на указанных выше моделях.

Замена ступичного подшипника ВАЗ-2106

Итак, на ВАЗ-2106 появилось предположение, что изношен данный элемент ступицы. Особенностью используемых конусных подшипников является возможность их подтяжки. Поэтому при выявлении люфта не стоит сразу проводить замену, для начала можно попробовать подтянуть его.

Для этого нужно поддомкратить авто, снять колесо и при помощи наставки и молотка сбить защитный колпачок ступицы. Затем нужно будет разогнуть завальцовку бурта ступичной гайки и головкой на 27 сорвать ее с места.

Далее гайку нужно по максимуму затянуть, а после на четверть оборота отвернуть. Для проверки потребуется обратно установить колесо на ступицу и затянуть хотя бы две гайки его крепления. Остается только проверить регулировку – повращать колесо (оно должно вращаться легко), а люфт должен исчезнуть. Если регулировка принесла результат, то бурт гайки снова завальцовывается и ставиться на место защитный колпачок.

Если же при начальной проверке состояния слышен хруст, то регулировка уже не поможет, поскольку элемент начал разрушаться, поэтому потребуется только замена.

  1. торцевые ключи или головки с воротками на «7», «12», «17» и «27»;
  2. баллонный ключ;
  3. пассатижи;
  4. мощная плоская отвертка;
  5. молоток;
  6. наставка из мягкого металла;
  7. тиски слесарные.

Для произведения замены, с поворотного кулака ВАЗ-2106 придется снять ступицу с диском тормозного механизма. Для этого нужно будет поддомкратить колесо, снять его с авто, сбить защитный колпачок, развальцевать бурт ступичной гайки.

Затем нужно будет выкрутить болты крепления тормозного суппорта и снять его с диска. Полностью демонтировать суппорт не нужно, достаточно снять его и подвесить на пружину стойки, чтобы тормозные патрубки не находились в натянутом состоянии.

После нужно будет выкрутить ступичную гайку, отверткой поддеть и снять упорную шайбу, а также внутреннюю обойму внешнего подшипника.

Чтобы снять ступицу, следует хорошо взяться за диск и стянуть на себя. Если руками снять не получится можно аккуратно сбить ее молотком и деревянной наставкой, однако удары наносить нужно не по диску, а по ступице. Остальные работы производятся на снятом элементе.

Вначале нужно будет демонтировать обойму внутреннего подшипника и сальник. Затем отверткой следует извлечь разрезную дистанционную втулку.

Далее ступицу нужно зафиксировать в тисках так, чтобы сторона установки внешнего подшипника находилась вверху. Торцевым ключом на «7» или «12» (на старых моделях) следует выкрутить направляющие болты, а после снять со ступицы дистанционное кольцо, а затем тормозной диск.

Затем наставкой и молотком нужно будет выбить со ступицы наружные кольца подшипников. На этом разборка завершена.

Чтобы запрессовать новые наружные кольца, нужно воспользоваться тисками. При этом старые кольца применить в качестве наставок, а между наставками и губками тисков установить деревянные прокладки.

После запрессовки колец, нужно внутреннюю полость заполнить смазкой, поставить обойму внутреннего подшипника, а также разрезное кольцо и сальник. Далее сборка выполняется в обратной последовательности.

Замена подшипника передней ступицы Chevrolet Aveo

На Chevrolet Aveo замена производится с помощью такого оснащения:

  • баллонный ключ;
  • ключи торцевые и головки с воротками на «17» и «30»;
  • отвертки (крестовая, плоская);
  • съемник для шаровых опор;
  • съемник для выпрессовки ступицы;
  • специальные щипцы для демонтажа стопорных колец;
  • тиски;
  • молоток;
  • деревянные и металлические наставки.

Начало работ практически идентично ВАЗ-2106 – открутить болты крепления колеса и послабить ступичную гайку, предварительно развальцевав ее бурт. Далее выдомкратить колесо, снять его, а также демонтировать с тормозного диска суппорт.

Тормозной диск снимается со ступицы, пока она еще установлена на авто. Для этого нужно отверткой выкрутить направляющие болты и аккуратно сбить диск со ступицы.

Затем нужно открутить гайку рулевой тяги и съемником выпрессовать ее из поворотного кулака. Также нужно будет выкрутить два крепежных болта опоры нижнего рычага к поворотному кулаку, и крепежные болты амортизационной стойки. Если на авто используется система АБС, перед снятием поворотного кулака нужно будет отсоединить разъемы питания этой системы.

Чтобы добраться до подшипника, вначале нужно будет съемником выпрессовать ступицу с поворотного кулака. Затем при помощи специальных щипцов снять стопорные кольца.

После этого можно будет выпрессовать сам изношенный элемент съемником. Перед посадкой нового элемента следует убедиться, что посадочное место его не приняло форму овала. Для этого нужно осмотреть старый подшипник.

Новый подшипник можно запрессовать при помощи тисков, используя старый как наставку.

Затем нужно будет установить стопорные кольца на место, поверхности подшипника обильно смазать смазкой и произвести монтаж поворотного кулака на место, выполняя все работы в обратной последовательности. После сборочных работ нужно обязательно проверить затяжку все болтов.

Ступичные подшипники на автомобилях отечественного производства изнашиваются быстро. Замена подшипников как на передних, так и на задних ступицах - задача непростая, но выполнимая. О том, как самостоятельно заменить подшипник на передней ступице ВАЗ 2109, мы и расскажем в данной статье.

Что такое ступичный подшипник

Ступичный подшипник - важнейшая деталь автомобиля. Его главная задача - обеспечить плавное и равномерное вращение колеса. Он выступает в качестве связующего звена между осью машины и ступицей (на которую с помощью шпилек крепятся тормозные диски и колесо). Увидеть ступичный подшипник снаружи невозможно. Чтобы до него добраться, придётся снимать с машины так называемый поворотный кулачок, внутри которого и находится этот подшипник.

Внешний вид ступичного подшипника автомобиля ВАЗ 2109

Схема расположения ступичного подшипника на ВАЗ 2109

Конструкция подшипников может быть разной. Они бывают как шариковыми, так и роликовыми (это зависит как от марки подшипника, так и от автопроизводителя). Поскольку речь в статье идёт об автомобиле ВАЗ 2109, то автовладельцу придётся иметь дело с двухрядными ступичными шариковыми подшипниками закрытого типа, более известными как HUB-1. Именно их ставят практически на все «девятки», причём надёжность данных подшипников оставляет желать лучшего.

Когда следует менять подшипник передней ступицы

Сразу следует сказать, что подшипники как на передних, так и на задних ступицах ВАЗ 2109 не имеют строго оговорённого срока службы. Если брать усреднённые данные, приводимые самими автовладельцами, то получится, что новый ступичный подшипник отечественного производства может успешно пройти до 100 000 километров.
После этой цифры могут начаться проблемы.

Что приводит к быстрому износу

  1. Плохие дороги. В ходе движения по плохой дороге на ступичные подшипники действует не только сила трения, но и огромные ударные нагрузки. Некоторое время подшипник успешно справляется со всем этим, но потом может возникнуть так называемая «усталость металла», которая и приведёт к быстрому разрушению этой детали.
  2. Перегрев. В ходе работы подшипник то нагревается, то остывает. Такие перепады температур вредны для любой детали, но в нашей стране они усугубляются ещё и климатом (регулярный нагрев и резкое охлаждение на морозе в 40 градусов явно не пойдёт подшипникам на пользу).
  3. Агрессивная среда. Это означает, что в ступицу иногда попадает влага, грязь, химические реагенты, которыми посыпают дороги. Грязь и песок могут действовать как абразив, а влага и химия могут вызывать коррозию.

Итог один: преждевременный износ.
Главным признаком того, что подшипники пора менять, является характерное низкое гудение, возникающее в районе колеса во время движения машины. И чем выше скорость движения машины, тем гудение громче. Вначале, когда подшипник ещё не очень изношен, это гудение практически не слышно, оно то появляется, то пропадает. Но по мере износа оно перерастает в настоящий вой, который трудно не услышать.
Если подшипник уже «завыл», это означает только одно: нужно срочно его менять. Если этого не сделать, колесо просто заклинит. А если это произойдёт во время движения на высокой скорости, машину обязательно занесёт, что, в свою очередь, приведёт к ДТП.

Как произвести замену на ВАЗ 2109

В целом процесс замены делится на несколько этапов, но перед этим следует запастись всем необходимым.

Необходимый инструмент

Съёмник для ступичных подшипников (можно приобрести в любом автомагазине, либо сделать самостоятельно), накидной ключ на 19, накидной ключ на 17, торцовый ключ с головкой на 30, отвёртка (с плоским жалом), круглогубцы, тиски.

Инструментарий на фото

Щётка металлическая Тиски для выпрессовки, средних размеров Комплект накидных ключей
Круглогубцы для снятия стопорного кольца Плоская отвёртка, средних размеров Торцовая головка на 30
Съёмник для выпрессовки подшипников

Последовательность действий

  1. Прежде всего, в машине следует включить первую передачу, после чего автомобиль ставится на ручник. Под задние колёса необходимо поместить противооткатные башмаки.
  2. Автомобиль поддомкрачивается, колесо, в ступице которого повреждён подшипник, снимается.

    Машина на домкрате, колесо снято, видна ступица

  3. Торцовым ключом на 30 откручивается гайка ступичного подшипника.

    Гайка откручивается головкой на 30

  4. С помощью плоской отвёртки поддевается суппорт, затем его следует открутить от поворотного кулака (для этого используется накидной ключ на 17).
  5. Открученный суппорт следует чем-то подвязать (в противном случае он повиснет на тормозном шланге и этот шланг под его весом может оторваться). Также следует открутить со ступицы диск тормозов.
  6. Теперь следует снять сам ступичный подшипник. Чтобы до него добраться, следует вначале снять поворотный кулак, для чего придётся открутить пару болтов, которыми кулак крепится к шаровой опоре машины.

    Накидным ключом откручиваются болты шаровой опоры

  7. Используя подходящую по диаметру наставку (в качестве этой наставки вполне можно использовать обрезок стальной трубы нужного диаметра) следует выбить ступицу из подшипника, после чего нужно удалить стопорное кольцо (для удаления стопорного кольца отлично подходят круглогубцы).

    Выбивать ступицу лучше трубой, подходящей по диаметру

    Снимать кольцо лучше всего круглогубцами

  8. Теперь нужно выдавить подшипник. Это делается с помощью съёмника, предварительно зажатого в тиски.

    Выпрессовка подшипника съёмником

    Подшипник успешно выдавлен съёмником

  9. После выпрессовки подшипника место, где он находился, нужно тщательно очистить от ржавчины и грязи, а затем смазать.
  10. Новый ступичный подшипник с помощью тисков и съёмника запрессовывается в поворотный кулак, стопорное кольцо устанавливается на место.
  11. Кулак с новым подшипником прикручивается обратно к шаровой опоре, производится обратная сборка узла, колесо устанавливается на место.

Как заменить (видео-подсказка)

Важные моменты

  • Предлагаемый выше способ замены ступичного подшипника считается самым лёгким, однако у него есть свои недостатки. Главный недостаток заключается в том, что при съёме кулаков неизбежно будет нарушен развал колёс автомобиля. Для того чтобы избежать нарушения развала, перед снятием поворотного кулака следует поставить пару меток (сделать это можно с помощью зубила, например). Первая метка показывает, в каком положении находился в стойке регулировочный болт. Вторая метка показывает, в каком положении находился поворотный кулак. Конечно, эти метки не позволят добиться точного первоначального развала колёс, однако отклонение от исходного развала при их использовании будет минимальным.
  • Новые ступичные подшипники практически никогда не садятся на место с первого раза даже с применением съёмника и тисков, так что их придётся «досаживать» вручную, то есть вбивать в кулак. Для этого потребуется обрезок стальной трубы (причём диаметр трубы должен в точности совпадать с диаметром внешнего кольца подшипника). Наставка устанавливается на кольцо, после чего по ней следует аккуратно ударить молотком. Кулак при этом должен лежать на ровной твёрдой поверхности, а наставка на подшипнике должна стоять точно, без перекосов.
  • Открутить гайку на 30, удерживающую ступичный подшипник, бывает тяжело. Именно поэтому на вороток торцового ключа лучше всего надеть длинную металлическую трубку и использовать её в качестве дополнительного рычага.
  • Очищать гнездо ступичного подшипника от ржавчины лучше всего с помощью металлической щётки. Если щётки нет, можно воспользоваться обычным кухонным ножом. Смазывать гнездо перед запрессовкой нового подшипника лучше не маслом, а солидолом.
  • Установив подшипник, следует проверить, правильно ли он «сел» на место. Самый простой способ проверки: после того как колесо поставлено, следует поднять машину домкратом чуть выше и слегка покачать колесо с новым подшипником (от себя и к себе). Колесо не должно болтаться. Если чувствуется люфт, значит, подшипник установлен плохо. Обязательно следует крутануть колесо как можно сильнее и послушать звук, который оно издаёт при вращении. Это должен быть очень тихий, однотонный гул. Если слышится какой-то скрип, или хуже того - щелчки, значит, подшипник установлен неправильно.

Как видно из статьи, замена ступичных подшипников - задача довольно трудоёмкая, даже с учётом того, что в статье приводится самый простой способ (альтернативный способ замены позволяет обойтись без снятия поворотных кулаков, но в этом случае автовладельцу обязательно потребуется смотровая яма, которая есть далеко не у всех). В предлагаемом выше способе яма не нужна, а главная трудность состоит в том, чтобы не нарушить развал колёс машины. Если развал всё-таки оказался нарушен, выход только один: ехать в ближайший автосервис и регулировать развал-схождение снова.

Если вы не желаете после смены подшипника ехать на регулировку развал/схождения, можно снять всю стойку целиком.

—Итак, самым первым делом необходимо стронуть с места и открутить ступичную гайку.

—Поднимаем машину на подъёмник (или поддомкрачиваем нужную сторону), снимаем колесо.

—отвинчиваем суппорт, снимаем его и колодки, отвинчиваем скобу суппорта, снимаем тормозной диск.

—очищаем грязь с резьбы рулевого наконечника и болта крепления шаровой опоры, откручиваем их

—с помощью съёмника отстёгиваем палец рулевого наконечника

—вынимаем болт фиксации пальца шаровой опоры, для лёгкого выхода пальца из клеммы можно вставить широкое зубило в прорезь клеммы и пару раз несильно стукнуть

Через оправку из алюминия или меди вертикальными ударами опустить рычаг вниз

—отводим рычаг вниз, тянем стойку на себя, выводим шлицевую часть ШРУСа из ступицы

—теперь откручиваем верхнюю гайку, придерживая стойку

И вынимаем стойку всборе из кузова

—теперь надо выбить саму ступицу. Для этого нужно использовать круглую оправку, максимально близкую по диаметру ко внутреннему диаметру подшипника. Зафиксировав кулак на устойчивых опорах, или в тисках, парой/тройкой сильных ударами можно извлечь ступицу.

Обратите внимание, если ступица вывалилась легко, и на ней не осталась одна из внутренних обойм подшипника – скорее всего её (ступицу) придётся поменять.

—что бы извлечь остатки старого подшипника, необходимо вынуть стопорные кольца. Прежде чем брать в руки съёмник колец, «подготовьте почву», старые кольца сильно закисают в кулаке, съёмник можно просто сломать, не достигнув результата.

Для этого необходимо конец тупой отвёртки или зубила вставить в дырку в стопорном кольце, и постучать в сторону прорези, пока кольцо не зашевелится. Повторить со вторым концом, и с обратной стороны так же

Затем можно подходить и со съёмником

в принципе, можно ограничиться и одним стопорным кольцом, если второе прилично выглядит.

—почистить карчёткой часть кулака, через которую будет выходить подшипник, снова зафиксировать поворотный кулак на устойчивых подставках, можно или выбить остатки подшипника любой оправкой, подходящей по размеру, или воспользоваться прессом

—теперь необходимо удалить внутреннюю обойму с самой ступицы. Зажимаете ступицу в тисках, и вгоняя зубило между телом ступицы и обоймой, сдвигать её «к выходу».

Обычно для облегчения этой задачи на ступицах выполняется два паза, куда и надо вставлять зубило. Если их, пазов, нет, можно сделать самим,воспользовавшись болгаркой.

Ещё проще, если под рукой есть специальный съёмник.

Обратите внимание на рабочую поверхность ступицы: она должна быть ровной и гладкой. Если есть явное деление на две половины, ступицу следует заменить.

—прежде чем приступить к запрессовыванию нового подшипника, необходимо зачистить все поверхности и канавку для стопорного кольца


—слегка смазать или поверхность самого подшипника, или внутреннюю часть кулака смазкой, типа Литол,

Для запрессовывания желательно иметь или оправку, которая на пол миллиметра будет тоньше, чем сам подшипник, или можно использовать старый подшипник, обточив на наждаке примерно 10 мм с краю

У многих производителей один край наружной обоймы подшипника имеет «заход»

его нужно ориентировать внутрь кулака.

Кладём на подставку оправку (или старый подшипник), на него — новый подшипник, и «накрываем» поворотным кулаком

запрессовываем с постоянным контролем, что бы не случилось перекоса. Убеждаемся, что подшипник упёрся в стопорное кольцо, с обратной стороны канавка видна полностью, вставляете второе стопорное кольцо


—кладём теперь ступицу на подставку, сверху наживляете поворотный кулак, оправку положить строго только на внутреннюю обойму! и запрессовывать. Убедится, что ступица вращается легко, без перекатов

—теперь можно собирать в обратной последовательности

—надеть колесо, наживить ступичную гайку, опустить машину, затянуть ступичную гайку необходимым усилием.

Сняв машину с подъёмника (домкрата) не забудьте несколько раз нажать на педаль тормоза, что бы подвески колодки к дискам.

Поломка ходовой части - это всегда неприятность, которая порой стоит достаточно дорого. В частности, одним из популярных вариантов неполадок является выход из строя подшипника ступицы. Этот элемент имеет ряд особенностей, которые позволяют водителю безошибочно диагностировать поломку именно подшипника. Но покупка оригинальной детали и выполнение ремонта на профессиональной СТО - это достаточно дорогой процесс, который не слишком радует владельца автомобиля. Потому многие желают выполнить ремонтные работы самостоятельно. Для этого достаточно обладать определенными знаниями по специфике конструкции ступицы в вашей модели авто. Зачастую процесс замены не является слишком сложным.

Для владельцев авто, возраст которых старше десяти лет, замена действительно может быть выполнена в гараже без особых проблем. У современных автомобилей есть ряд тонкостей, которые мешают выполнять самостоятельный ремонт. Главной причиной возникновения таких тонкостей является желание производителя заставить вас приезжать именно на официальную станцию для выполнения ремонта. Но при замене ступичного подшипника проще поехать в ближайшую мастерскую, которой вы доверяете, и выполнит все процессы там. Рассмотрим процесс самостоятельной замены подшипника для большинства моделей авто.

Как определить, что подшипник ступицы вышел из строя?

Первым делом нам нужно убедиться в том, что мы имеем дело именно со ступичным подшипником, а не с другими деталями ходовой части. Для этого нужно послушать звуковые эффекты в автомобиле на скорости свыше 70 километров в час. Обычно при поломке подшипник ступицы начинает «выть» на этой скорости, гул усиливается с увеличением скоростных режимов. Помните, что в городском режиме поездки поломка может себя никак не проявлять. Основные факторы, которые возникают при выходе из строя данного элемента, следующие:

  • появляется гул, который усиливается при увеличении нагрузки на подшипник и скорости его вращения;
  • постепенно затрудняется вращение колеса, что можно проверить, подняв переднюю часть машины на домкрате;
  • машину сначала незаметно, но потом все сильнее начинает подтягивать в сторону при поездке по ровной дороге;
  • постепенно увеличивается расход топлива, ведь двигателю приходится работать в напряженном режиме;
  • накат машины уменьшается, чувствуется определенная сила торможения на холостом ходу.

В отдельных случаях может проявляться хруст и треск при движении. В таких вариантах лучше не эксплуатировать машину до замены подшипника. Выполнить замену в полевых условиях у вас вряд ли получится, ведь необходимо специфический инструмент. Если неполадка застала вас в дороге, оптимальным решением будет вызов эвакуатора и транспортировка автомобиля в гараж. Затем потребуется поиск необходимых запчастей и инструментов, а также непосредственное выполнение замены требуемых деталей.

Замена ступичного подшипника - снимаем ступицу

Если вы решили выполнять замену подшипника ступицы своими руками, помните о важности качественной установки этого элемента подвески. При нарушении правил установки можно поплатиться безопасностью поездки в машине. Одной из важных особенностей является покупка качественного подшипника, ведь процедура замены достаточно долгая и сложная. Потому лучше сразу поставить хорошую деталь и забыть о возможных проблемах на долгие тысячи километров. Для начала нужно снять ступицу, для этого выполняем такие действия:

  • слегка отпускаем болт ступицы (это большой болт в самом центре колеса) - откручиваем на несколько оборотов;
  • затем отпускаем болты крепления колеса, поддомкрачиваем машину и снимаем колесо полностью;
  • далее нужно открутить болт суппорта и вынуть тормозные колодки, оценив заодно их состояние;
  • отодвинув суппорт и открутив скобу, вы сможете добраться до болтов, которые крепят ступицу к стойке, и открутить их;
  • осталось освободить ступицу от шруса, для этого нужно легко несколько раз ударить молотком по немного выкрученному болту ступицы;
  • далее снимаете ступицу со шруса - после проделанным процедур она должна без проблем выйти.

Когда ступица снята, можно считать, что половина работы уже проведена. На этом этапе вы можете осмотреть все элементы ходовой части автомобиля, и пренебрегать такой возможностью не стоит. Оцените состояние шруса, рулевых тяг и наконечников, полуосей и других открывшихся вам элементов подвески и ходовой части машины. После небольшого отдыха можно приниматься непосредственно к замене подшипника, ради которого весь этот процесс затеивался.

Меняем подшипник ступицы и проводим монтаж подвески

Когда ступица снята, нужно оценить ее визуально. Возможно, поломка подшипника стала причиной повреждения металла ступицы или пазов, в которых сидит подшипник. Для этого желательно очистить деталь от лишней смазки и оценить ее состояние. Следует выбить внутренние шлицы, чтобы разделить ступицу на две части. Выбивать шлицы проще всего подходящего размера головкой. Далее следует выполнить достаточно сложную процедуру, в которой важная аккуратность и точность:

  • подкладываем под ступицу кирпичи или другие подставки и с помощью молотка и подходящей оправки выбиваем старый подшипник;
  • устанавливаем новый подшипник и очень осторожно бьем его по крайнему борту молотком по разным частям (осторожнее с пластиковой защитой);
  • в самом конце стоит воспользоваться старым подшипником, установив его на новый и пробив еще несколько раз;
  • наносим небольшое количество специальной смазки, которую предварительно нужно купить в автомобильном магазине;
  • собираем ступицу в полном соответствии с тем, как мы ее разбирали, а после сборки выполняем проверку вращения;
  • выполняем сборку всех элементов в обратном порядке, не забываем качественно крепить все болты и скобы.

Особенно важно аккуратно отнестись к процессу затягивания ступичного болта или гайки. Здесь следует использовать динамометрический ключ. У каждого автомобиля есть свои рекомендации по затягиванию этого крепления. В большинстве случаем рекомендуют использовать силу 120 НМ, чтобы обеспечить нормальной функционирование ступичного подшипника. Посмотрите эту информацию в инструкции по ремонту вашего авто. Также помните, что гайку или болт ступицы лучше купить в магазине, ведь старая нередко оказывается не столь надежным вариантом. На процедуру замены подшипника смотрите на видео на примере автомобиля Nissan Note:

Подводим итоги

Замена ступичного подшипника является одним из достаточно сложных процессов при ремонте автомобиля. Важно выполнить все процедуры с точностью до каждого отдельного движения. Один неточный момент может вызвать ряд неприятностей и стать причиной более серьезных и дорогостоящих поломок. Тем не менее, многие владельцы автомобилей, которые уже сняли свои авто с гарантии, предпочитают делать подобные ремонтные процессы самостоятельно. Это может неплохо сэкономить, но без определенных навыков выполнять процедуру не рекомендуется.

Можно долго спорить о том, стоит ли вообще выполнять самостоятельный ремонт автомобиля. Вопрос достаточно сложный и имеет ряд особенностей. Тем не менее, выполнение работы самостоятельно предоставляет серьезное преимущество - экономию средств на услугах сервисного центра. Именно это мотивирует автомобилиста изучать подробно инструкции по ремонту машин своими руками. Доводилось ли вам когда-нибудь выполнять ремонт ступицы и замену подшипника собственными силами?

 
Статьи по теме:
Проверка рабочей тормозной системы
Нормативы эффективности торможения рабочей и аварийной тормозных систем, соответствующие СТБ 1641-2006, приведены в таблице: Таблица. Нормативы эффективности торможения транспортных средств рабочей и аварийной тормозных систем при проверках на стендах
Транспондеры: какой выгоднее?
9 января 2018 года по некоторым маршрутам платной дороги М-11 Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км, строительство и эксплуатация которого осуществляется в рамках концессионного соглашения, меняется стоимость проезда. Для легкового транспорта основны
Микросхема MC34063 схема включения
Для питания портативной электронной аппаратуры в домашних условиях зачастую используют сетевые источники питания. Но это не всегда бывает удобно, поскольку не всегда по месту использования имеется свободная электрическая розетка. А если необходимо иметь н
Как своими руками сделать педаль джимми хендрикса
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена примочкостроительству целиком и полностью. После её прочтения, ты сможешь с закрытыми глазами левой пяткой правой ноги собрать свой первый рабочий девайс. Ну или почти.У вопроса «Что заставляет гитариста взять