Тормозные жидкости для автомобилей - виды, совместимость. Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора Плотность тормозной жидкости дот 3

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним. Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости.

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость состоит из основы и различных примесей (присадок). Основа составляет до 98% состава жидкости и представлена полигликолем или силиконом. В большинстве случаев используется полигликоль.

В качестве присадок выступают эфиры, препятствующие окислению жидкости кислородом воздуха и при сильном нагреве. Также присадки защищают детали от коррозии и обладают смазочными свойствами. Комбинирование составляющих тормозной жидкости определяет ее свойства.

Смешивать жидкости можно только в том случае, если они состоят из одной основы. В противном случае, основные эксплуатационные характеристики вещества ухудшатся, что может привести к повреждению элементов тормозной системы.

Тормозные жидкости подразделяются на несколько типов. В основе классификации лежит температура кипения жидкости и ее кинематическая вязкость по нормам DOT (Department of Transportation). Эти нормы приняты министерством транспорта США.

Кинематическая вязкость отвечает за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при крайних рабочих температурах (от -40 до +100 градусов Цельсия).

Температура кипения отвечает за предупреждение образования паровой «пробки», образующейся при высоких температурах. Последняя может привести к тому, что педаль тормоза не сработает в нужный момент. По показателю температуры обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Доля воды в «увлажненной» жидкости составляет до 4%.


Классификация тормозных жидкостей

Существует четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.

  1. DOT 3 выдерживает температуру: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
  2. DOT 4 применяется на автотранспорте с дисковыми тормозами в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
  3. DOT 5 производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260 и 180 градусов соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
  4. DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.

Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – она разнится. Для первого типа это значение составит 1500 мм^2/с, для второго – 1800 мм^2/с, для последних — 900 мм^2/с.

Что касается преимуществ и недостатков каждого из типов жидкости, то можно выделить следующие:

  • чем ниже класс, тем ниже стоимость;
  • чем ниже класс, тем выше гигроскопичность;
  • воздействие на резиновые детали: DOT 3 разъедает резиновые элементы, а жидкости DOT 1 уже полностью совместимы с ними.

При выборе тормозной жидкости автовладельцу необходимо следовать инструкциям производителя.

Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости


Эксплуатация тормозной жидкости

Как часто менять тормозную жидкость? Срок эксплуатации жидкости устанавливает автопроизводитель. Замена тормозной жидкости должна производиться вовремя. Не стоит дожидаться, пока ее состояние приблизится к критическому.

Визуально определить состояние вещества можно по его внешнему виду. Тормозная жидкость должна быть однородной, прозрачной и без осадка. Кроме того, в автосервисах оценивают температуру кипения жидкости специальными индикаторами.

Необходимый срок для осмотра состояния жидкости – один раз в год. Полигликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет. Последняя отличается долговечностью и химическим составом, устойчивым к внешним факторам.

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста - определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при -40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов - примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень - это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы - для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма - для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы - это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при -40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, - но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

110–1

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

111–1

Какую купить тормозную жидкость - DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас - DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Основу тормозной системы автомобиля составляет гидравлический привод. Его наполнитель (в данном случае - тормозная жидкость) обеспечивает передачу энергии от главного цилиндра системы к колесным механизмам.

Безотказная работа тормозной системы зависит от следующих характеристик гидравлической жидкости:

  1. Температура кипения. В процессе движения колесные механизмы постепенно нагреваются из-за трения, что приводит к повышению температуры внутри всей тормозной системы. Кипение провоцирует газообразование в рабочей жидкости. Выделяемые при этом пузырьки газа могут образовать воздушную пробку, которая заблокирует тормоза. Тормозная жидкость гигроскопична (поглощает водяные испарения), поэтому по мере износа наполнителя гидропривода, в нем повышается концентрация воды, из-за чего температура кипения постепенно понижается.

Внимание! Более чем на 90 % тормозная жидкость состоит из вспомогательных наполнителей и различных присадок. В качестве основы (менее 10 % от объема) могут использоваться бутиловый спирт, гликоль или силикон. Спиртовые жидкости отличаются худшими эксплуатационными характеристиками, поэтому вышли из употребления. Силиконовые наполнители считаются лучшими, но стоят дорого. Средства на основе гликоля получили наибольшее распространение. Однако именно гликоль и его производные впитывают воду. Производители настоятельно советуют полностью менять такие тормозные жидкости раз в 1-2 года.

Особенности стандарта ДОТ 4

Безопасность дорожного движения и эксплуатации автотранспорта регулируется на государственном уровне. С этой целью внедряются определенные стандарты качества и надежности. Некоторые из таких нормативов получают распространение и за пределами той страны, в которой они были приняты. К их числу принадлежат стандарты департамента транспорта США - DOT (ДОТ).

Существует несколько редакций стандартов ДОТ. ДОТ 4 учитывает условия эксплуатации основной массы легковых автомобилей и получил наибольшее распространение. Он подразумевает:

  • гликолевую основу тормозной жидкости;
  • температуру кипения свежей жидкости от 230 °С, наполнителя, находившегося в длительной эксплуатации - не ниже 155 °С;
  • вязкость жидкости, находившейся в эксплуатации, при температуре +100 °С - не выше 1,5 кв. мм/с, при температуре -40 °С - не меньше 1800 кв. мм/с.

Тормозную жидкость стандарта ДОТ 4 выпускает большое число производителей. На соответствие этому нормативу указывает специальная маркировка на упаковке.

Внимание! Несмотря на то, что нормы ДОТ 4 стали едва ли не повсеместным стандартом, изготовить тормозную жидкость, отвечающую всем таким требованиям, сложно. Это требует масштабных исследовательских работ, дорогого оборудования и высокой культуры производства, прямым следствием чего становится высокая стоимость готовой продукции. В реальности маркировка «ДОТ 4» на упаковке - отнюдь показатель соответствия жидкости всем требованиям стандарта.

Какую тормозную жидкость выбрать

Смысл любой стандартизации заключается в полном соответствии готовой продукции определенным требованиям. Однако на деле найти качественную тормозную жидкость непросто. Покупателю приходится ориентироваться не на положения нормативных документов, а на отзывы других потребителей, результаты независимых экспертиз и некоторые косвенные признаки. Обобщенный опыт многих автовладельцев указывает на большое значение следующих критериев:

  • производитель. Отечественные компании выпускают тормозные жидкости достаточно высокого качества. В пользу их продукции говорит и доступная цена. Однако найти хороший продукт среди всей массы предложений сложно. В одних случаях товар, отлично показавший себя на старте продаж, в дальнейшем теряет качество. В других - есть высокий риск натолкнуться на подделку. Продукция крупнейших зарубежных компаний (в частности, Castrol, Hi-Gear, Pentosin, Mobil, TCL, Total, Tutela) дороже, но демонстрирует стабильно высокое качество;
  • цвет. Качественная тормозная жидкость ДОТ 4 прозрачная с желтоватым или красноватым оттенком. Мутный цвет и осадок недопустимы. Многие тормозные жидкости продаются в непрозрачных упаковках. Если внешние дефекты обнаружатся уже после покупки, не стоит рисковать безопасностью дорожного движения и использовать такую гидравлическую жидкость;
  • консистенция. Полное соответствие этого критерия требованиям стандарта можно установить лишь в лабораторных условиях. При заливке жидкость не должна походить по консистенции на воду или моторное масло. При эксплуатации автомобиля в любых погодных условиях ход педали тормоза должен быть плавным, без резких провалов, рывков, избыточного сопротивления и полной блокировки;
  • цена. Качественная тормозная жидкость может быть относительно дешевой. Однако следует избегать товаров, цена от которых разительно отличается от конкурирующих предложений.

Качество гидравлической жидкости определяет надежную работу всей тормозной системы. Жидкость стандарта ДОТ 4 подходит для большинства марок автомобилей. Чтобы приобрести надежное средство, максимально отвечающее требованиям этого норматива, следует обращать внимание на производителя, цену и консистенцию.

Как правильно подобрать тормозную жидкость — видео

Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

Отличия тормозных жидкостей по составу

Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых - это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток - высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость - гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

Классификация ДОТ-ов

Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка - на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

Исходя из этого, появились следующие составы:

DOT 3

Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много - 1500 мм 2 /с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

DOT 5

Если говорить о том, тормозная жидкость - какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 - это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

DOT 5.1/ABS

Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос - а что будет если смешать разные классы жидкостей?

Можно ли смешивать жидкости DOT

Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило - ничего страшного не произойдет.

В заключении

Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

Эффективность работы тормозной системы зависит не только от состояния исполнительных механизмов, но и от тормозной жидкости. Прочитав статью, вы узнаете, почему важно использовать тормозную жидкость, соответствующую автомобилю, что происходит, если применяют неподходящую жидкость и научитесь выбирать ее.

Что делает тормозная жидкость

Тормозная система любого автомобиля состоит из главного и рабочих тормозных цилиндров, которые работают по принципу сообщающихся сосудов. Нажатие на педаль тормоза активирует главный тормозной цилиндр или электромеханический привод АБС, выполняющий те же функции. Давление в тормозной системе возрастает, ведь жидкость, как и вода, не сжимается. Поднявшееся давление выжимает , который придавливает колодки к тормозному диску или барабану. Интенсивное нагревает колодки до температуры 150-300 градусов. Из-за этого рабочие цилиндры и тормозная жидкость нагреваются до 120-220 градусов. Если температура кипения жидкости ниже, то выделившийся пар резко увеличит давление в системе торможения, что негативно скажется на управляемости и безопасности автомобиля.

Если температура застывания жидкости выше, чем температура воздуха, то эффективность торможения резко снижается. Загустевшая жидкость с трудом передает давление по тонким трубкам тормозной системы.

Если жидкость гигроскопична (обладает способностью впитывать воду), то со временем влага из воздуха будет проникать в нее. Это приведет к изменению основных характеристик. Температура кипения снизится, а температура застывания увеличится. Эффективная работа главного и рабочих тормозных цилиндров возможна лишь в том случае, если тормозная жидкость смазывает резиновые уплотнительные детали, снижая трение о металлическую поверхность цилиндра. В автомобилях, произведенных в 60-80 годах прошлого века, использовали резиновые уплотнители, которые разъедают некоторые виды тормозной жидкости. Это связано с возросшими требованиями к тормозной системе, которые потребовали разработки новых жидкостей с улучшенными показателями температуры кипения/замерзания и гигроскопичности. Для таких тормозных систем используют шланги и уплотнители из особо стойкой резины.

Виды тормозной жидкости

Промышленность выпускает три вида тормозной жидкости:

  • бутиловая (DOT 3);
  • гликолевая и полигликолевая (DOT 4);
  • силиконовая (DOT 5).

Бутиловая тормозная жидкость отличается низкой температурой кипения и высокой температурой застывания, зато превосходно смазывает трущиеся резиновые детали, не повреждая их. Такую жидкость используют лишь в том случае, если она рекомендована для автомобиля. Гликолевая и полигликолевая жидкости закипают при температуре 240-260 градусов, а застывать начинают лишь при температуре минус 40 градусов. К тому же, обладают хорошими смазывающими качествами и менее агрессивны в отношении резинотехнических изделий (РТИ): тормозных шлангов и уплотнительных колец. Силиконовые жидкости отличаются высокой температурой кипения и полным отсутствием гигроскопичности, но обладают слабым смазывающим действием и разрушают шланги и уплотнительные кольца из обычной резины. Цифры после букв DOT означают класс допуска по американским стандартам безопасности (Department of Transport).

Как выбирать тормозную жидкость между DOT 3 и 4

При выборе тормозной жидкости ориентируйтесь на руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Если для автомобиля рекомендованы жидкости DOT 3, то использование других приведет к быстрому выходу РТИ из строя. Если рекомендована жидкость DOT 4, то применение DOT 3 приведет к небольшому снижению эффективности торможения в мороз и жару, а использование DOT 5 быстро разрушит шланги и уплотнители. Если же рекомендована жидкость DOT 5, то использование любой другой приведет к серьезному снижению эффективности торможения.

Наиболее надежные производители жидкости

Наиболее надежные из зарубежных производителей следующие: Castrol, Liqui Moly, Mobil. Среди российских фирм наиболее надежны «Тосол-синтез», «Химпром», «СВ-ХИМ». Все они выпускают свою продукцию в соответствии с требованиями DOT 3 и 4. Среди российских производителей нет ни одного, кто выпускает качественную тормозную жидкость класса DOT 5, сопоставимую с зарубежной продукцией.


Как отличить подделку

Существуют два основных правила, которые позволяют определить подделку;

  • внешний вид упаковки;
  • сертификат соответствия.

Все серьезные российские и зарубежные производители тормозной жидкости уделяют большое внимание упаковке. Поэтому все емкости выполнены без малейшего изъяна, наклейки изготовлены типографским способом, все надписи и рисунки (даже мелкие буквы) выглядят очень четко. Если этикетки наклеены неровно, отпечатаны нечетко или на таре видны заводские дефекты, это подделка. Открутив крышку, осмотрите защитную пленку. На ней должны быть нанесены или название или логотип производителя. Если этого нет – перед вами подделка.

Тормозная жидкость подлежит обязательной сертификации. Ее проверяют предприятия и лаборатории, получившие аккредитацию федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В сертификате должны быть указаны:

  • название производителя;
  • название тормозной жидкости;
  • дата проверки; срок действия сертификата;
  • наименование организации, проводившей проверку;
  • дату получения аккредитации и регистрационный номер;
  • нормативные документы, по которым проводилась проверка.

Если сертификата соответствия нет, или в нем отсутствуют необходимые данные, перед вами подделка.

 
Статьи по теме:
Проверка рабочей тормозной системы
Нормативы эффективности торможения рабочей и аварийной тормозных систем, соответствующие СТБ 1641-2006, приведены в таблице: Таблица. Нормативы эффективности торможения транспортных средств рабочей и аварийной тормозных систем при проверках на стендах
Транспондеры: какой выгоднее?
9 января 2018 года по некоторым маршрутам платной дороги М-11 Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км, строительство и эксплуатация которого осуществляется в рамках концессионного соглашения, меняется стоимость проезда. Для легкового транспорта основны
Микросхема MC34063 схема включения
Для питания портативной электронной аппаратуры в домашних условиях зачастую используют сетевые источники питания. Но это не всегда бывает удобно, поскольку не всегда по месту использования имеется свободная электрическая розетка. А если необходимо иметь н
Как своими руками сделать педаль джимми хендрикса
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена примочкостроительству целиком и полностью. После её прочтения, ты сможешь с закрытыми глазами левой пяткой правой ноги собрать свой первый рабочий девайс. Ну или почти.У вопроса «Что заставляет гитариста взять