Крепление sns механика или автомат. Основные виды горнолыжных креплений. Как выбрать крепления для горных лыж

Системы крепления передают силу, определяют направление лыж при любых стилях хода. Поэтому качественное крепление имеет значение не меньше, чем хорошее оборудование и спортивный инвентарь. Поэтому перед покупкой рекомендуется изучить крепления для лыж NNN и SNS, отличия которых могут обеспечить безопасность, уменьшить риск травм.

Важно! Выбор зависит скорее от предпочтений и запросов человека. Окончательно решить для себя, какой вариант лучше, можно только после нескольких лет занятий, опираясь на разные показатели, индивидуальные анатомические особенности.

Что такое и чем отличается NNN от SNS

Виды и модели

Обе системы существуют в виде различных моделей, как для начинающих, так и для профессиональных спортсменов. Поэтому при выборе рекомендуется опираться на конкретные показатели. Модели отличаются высотой платформы, жесткостью флексоров. NNN имеет 4 уровня жесткости, СНС — 3 уровня.

СНС можно разделить на модели Profil и Pilot. Система Profil предназначена для всех типов хода, в том числе для смешанного типа. Они обозначены соответствующими пометками — «Classic», «Combi» и «Skate». Отличаются по уровню жесткости флексоров.

Крепление Pilot разработано для ходьбы коньком. Строение устройства — главное различие. Оно имеет двойную ось крепления, а вместо обычного флексора из резины, крепится пружина. Допустимо использовать ботинки Pilot с крепежами Profil, но обувь Profil нельзя использовать с крепежом Pilot.

Если сравнивать SNS PROFIL EQUIPE и SNS PILOT EQUIPE, то вторая модель обладает лучшей геометрией и механикой, она легче, обеспечивает более точный контроль лыж. Также на этой модели мощнее отталкивание, лучше прокат.

Системы SNS PILOT CARBON RC и RC2 усовершенствованы так, что вес уменьшился, а контроль управления улучшился наравне с показателями стабильности.

Туристические подвиды системы обычно застегиваются автоматически. Они используются для разных стилей катания, так как являются универсальными. У таких моделей флексор средней жесткости. Основные недостатки в том, что система тяжелая и заледеневает при очень низких температурах.

NNN делится на модели, подходящие для разных стилей хода, в том числе и для смешанного. Они также отличаются различной жесткостью флексоров. При этом в высокоуровневых R3 Skate и R4 Skate, специализированных на коньковом ходе, произведен монтаж дополнительного флексора. Но его можно снять, провести настройку, в результате таких изменений крепеж становится универсальным. У ННН также есть туристические модели с автоматическим застегиванием.

Xcelerator Junior, которая бывает в вариантах классического, конькового стиля, подходит как для спортсменов, так и для начинающих. Exercise — простая модель, используемая лыжниками базового, среднего уровней.

XCELERATOR — современное устройство, которое также доступно в вариантах «Skate» и «Classic», используется профессионалами. Модель отличается легкостью и удобством. Существуют также модификации для конькового варианта — устанавливается специализированная платформа XCELERATOR SKATE SPACER, которая приподнимает носок. Таким образом, повышается стабильность и отталкивание.

Важно! Ботинки New Nordic Norm подходят практически всем системам NNN, кроме модели для бэккантри.

По стилю катания

Как говорилось выше, стиль катания зависит не от типа крепежа, а от конкретной модели. Причем многие из них универсальны, поэтому используются для разных стилей катания. Они зависят от жесткости флексоров на определенном устройстве. Однако системы ННН помогают лучше управлять лыжами при коньковом ходе.

Бренды

Существуют бренды, которые выпускают ботинки, адаптированные под эти системы. Лыжные ботинки для SNS производят непосредственно Salomon, а также Adidas, Fischer, Alfa. Бренды, выпускающие ботинки для системы ННН, — Rossignol, Alpina, Atomic и Karhu.

Материал

Крепления изготавливаются из современных материалов, однако, важное отличие кроется все же не в них, а в различных деталях. А именно в наличии скоб, флексоров и нижних крепежей. Например, флексоры изготавливаются из резины, или вместо них используется пружина.

Для обеих систем применяю качественные пластиковые, резиновые, металлические детали.

Заключение

Несмотря на пункты, по которым можно отличить NNN и SNS, они пользуются одинаковой популярностью, применяются в спорте практически наравне. Хотя системы ННН с автоматическим креплением. По мере совершенствования оцениваются желания, способности человека, основываясь на которых, он выбирает систему крепления самостоятельно.

Катание на лыжах — популярный вид спорта, покоривший сердца многих людей. Но прежде чем приступить к такой езде, необходимо подготовиться и правильно подобрать экипировку, в которую входят и крепления. Покупая крепежные системы, многие сталкиваются с проблемой выбора, поскольку не знают, в чем отличие лыжных креплений NNN и SNS, какие нужно покупать. Нельзя сказать какие из них лучше, поскольку оба вида имеют характеристики, подходящие для определенных стилей катания.

При выборе лыжных конструкций нужно учитывать: тип трассы, стиль катания, опытность спортсмена. Например, для горнолыжной дистанции нужны навыки, которые неприемлемы для катания на беговых лыжах.

Особенности и преимущества

Крепления для лыж NNN отличаются одноточечным сопряжением, что упрощает установку, демонтаж конструкции. А также на подошве расположены две направляющие, которые дают поперечную стабильность, не давая ботинку съезжать в сторону. Крепежи, как и ботинки бывают: коньковыми, классическими.

Конструкции NNN устанавливаются на лыжную платформу. Чтобы правильно распределить центр тяжести, можно размещать конструкции в любой позиции. Это удобно для настройки перед ездой по снегу различной плотности.

Крепления для лыж SNS имеют один направляющий флексор, который расположен посередине подошвы. Сопряжение может быть одноточечным, двухточечным. На моделях Pilot предусматривается закрепление ботинка в двух местах. При таком способе крепежа, отрыв подошвы от платформы минимален, что позволяет лучше чувствовать и контролировать лыжи.

Обе системы бывают: механическими, автоматическими. Разница конструкций в том, что механика застегивается вручную, а на автомате достаточно попасть пазом в механизм, с чем справится даже ребенок.

Профессиональные спортсмены используют механические крепежи, поскольку такие конструкции не расстегиваются даже при интенсивной езде. Чтобы застегнуть автомат, необходимо тщательно прочистить пазухи конструкции. Цены на механику выше, чем на автомат.

Различия креплений NNN и SNS

Исходя из строения и характеристик креплений, специалисты и профессиональные спортсмены выделяют такие отличия:

  1. Поперечная устойчивость — наличие направляющих флексоров обеспечивает достаточную стабильность у обеих систем, однако, модели Pilot разработаны с целью наилучшего закрепления ботинка. Чтобы контролировать процесс катания, лучше покупать крепления SNS, но перед приобретением следует проконсультироваться со специалистом.
  2. Толчок — сила толчка зависит от высоты поднятия ноги во время хода. Системы NNN устроены так, чтобы обеспечить ноге свободный отрыв от платформы, что увеличивает силу толчка.
  3. Устойчивость — крепления SNS сильнее фиксируют ботинок к лыже, исключая подвижность и соскальзывание, что дает лыжнику больше устойчивости.

Как выбрать

Перед приобретением спортивного инвентаря лучше проконсультироваться со специалистами. При покупке в профессиональных спортивных магазинах, например, в Декатлоне, можно получить нужную информацию у продавца, который поможет в приобретении: зимних лыж, лыжероллеров. Консультант даст инструкции по эксплуатации и ремонту креплений.

На чем следует основываться при выборе лыжного инвентаря:

  • навыки катания на лыжах — новичкам и любителям лучше выбирать устойчивые модели;
  • стиль катания — будет ли это просто прогулочная езда или быстрое беговое катание;
  • трасса — это, может быть, дистанция без серьезных препятствий или катание по горным склонам;
  • возможность самостоятельного монтажа конструкций.

Чтобы спортивный инвентарь прослужил как можно дольше рекомендуется придерживаться некоторых рекомендаций по уходу за конструкциями:

  1. Вместе с креплениями нужно приобрести чехлы для хранения инвентаря, которые будут защищать изделие от воздействия внешних негативных факторов, возможных повреждений.
  2. Перед тем как встать на лыжи, необходимо проверить правильность установки крепежных систем.
  3. Чтобы сцепление механизмов было крепким и правильным, пазы нужно очищать ото льда и снега. Если конструкция забьется, то во время быстрой езды застежка может расстегнуться, что приведет к падению лыжника.
  4. После катания экипировка очищается о снега, просушивается естественным путем, убирается в чехлы.

Прежде чем начать кататься на лыжах, нужно позаботиться об экипировке, поскольку даже профессиональный спортсмен не застрахован от получения травм, если он катается с плохим креплением. Лучше потратить больше денег и приобрести фирменный товар, который будет более безопасным.

Выходя на горнолыжный склон, мы встёгиваемся в крепления. И даже не задумываемся над тем, что современные - автоматические, крепления, соответствующие стандартным подошвам горнолыжных ботинок, появились совсем недавно, каких-то лет сорок назад.

Развитие основных конструкций шло довольно долго. Сначала была придумана защита ног от скручивания - передняя головка, которая освобождала носок ботинка при сильной нагрузке. Затем - открывающаяся вверх пятка, спасающая при падениях вперёд. И только потом конструкторы придумали механизмы не только для защиты лыжников от травм при падении, но и удобные в эксплуатации. Наконец, в конце 70-х годов прошлого века, были созданы крепления Salomon модели S727, конструкция которых включала все те механизмы, которые теперь обязательно присутствуют во всех моделях креплений: антифрикционная пластина и ски стопы, пятка, открывающаяся при помощи палки и закрывающаяся при вставлении ботинка.

Современные горнолыжные крепления выполняют множество функций. Передняя головка и пятка срабатывают при скручивании ноги, падении вперёд или назад. Передняя головка, помимо этого, возвращает ботинок на место при не слишком сильных ударах, а конструкции типа Free Flex обеспечивают независимость усилий срабатывания от прогиба лыжи. В конструкцию многих креплений включены амортизирующие удары вставки и механизмы, позволяющие отрегулировать их размер согласно размеру подошвы ботинка. И естественно, пятка позволяет легко встегнуться в крепления, просто поставив ботинок на место или раскрыть их нажатием палки или второго ботинка.

Но зачем такая сложность? Дело в том, что для точного управления лыжами они должны максимально чётко повторять все движения ног лыжника, то есть быть жёстко прикреплёнными к ботинкам. И поэтому становятся рычагом, который при падении может угрожать ногам лыжника. А значит, крепления должны очень чётко, без зазоров, удерживать ботинок и очень быстро срабатывать - отпускать его при возникновении опасной ситуации.


1. Шкала DIN передней головки. 2. Антифрикционное устройство. 3. Передняя головка. 4. Пятка. 5. Шкала DIN пятки. 6. Ски-стопы

О стандартах…

Для того чтобы крепления срабатывали надёжно, они должны соответствовать принятым в индустрии стандартам. Другими словами, крепления рассчитаны на использование только вместе с определённым типом подошвы ботинка. В случае привычных горных лыж общепринятым является стандарт Alpine или ISO 5355 , которому соответствуют практически все горнолыжные ботинки и крепления, которые вы увидите в магазинах.


В настоящее время наиболее сложные (и недешёвые) горнолыжные крепления могут работать не только с горнолыжными ботинками с подошвой Alpine , но и с подошвами стандартов WTR , Touring (ISO 9523) или MNC . Есть и специализированные крепления для скитура , но такое снаряжение уже относится к специфике снаряжения для скитура и бэккантри. В дальнейшем мы будем иметь в виду только горнолыжные крепления, рассчитанные на совместную работу с горнолыжными ботинками.



Синий - подошва стандарта Alpine, белый - подошва WTR с закладными элементами для креплений скитур, красный - ботинок Race FIS, требующий фрезеровки подошвы

Крепления MNC (Multi Norm Certified*)

Крепления, рассчитанные на использование с ботинками, имеющими сертифицированную подошву любого типа - Alpine, WTR (Walk To Ride) и Touring. Обеспечивают максимальное удобство при использовании с ботинками всех стандартов без снижения степени безопасности при катании.

Крепления WTR (Walk To Ride)

Крепления Salomon, рассчитанные на совместную работу с ботинками, оснащёнными подошвой стандарта WTR - подошва с рокером, в таких ботинках удобнее ходить.


Alpine и WTR - Большая высота подошвы ботинок WTR в зоне носка требует специальных креплений WTR

Все представленные в магазинах крепления можно разделить на две большие группы :

    для установки на специальный интерфейс - платформу определённой конструкции; для монтажа на «плоскую» лыжу - без предварительно установленного интерфейса.

Наиболее распространены горнолыжные крепления, рассчитанные на продажу в комплекте с лыжами. В этом случае направляющие для установки креплений установлены на лыжу на фабрике, а продавцу или будущему владельцу достаточно просто вдвинуть крепления в специальные направляющие - «рельсы», и зафиксировать их при помощи рычажка. Конструкция большинства таких креплений позволяет смонтировать их без применения инструментов.


Сверху вниз : пластина Race для установки креплений при помощи винтов в предварительно подготовленные отверстия, пластина с рельсами и узлом регулировки в соответствии с длиной подошвы ботинка, лыжи без пластины для установки креплений при помощи винтов, отверстия сверлятся специальным сверлом с ограничителем и кондуктором.

В этой большой группе можно увидеть и варианты горнолыжных креплений для детей - ведь ширина и высота подошвы ботинок для маленьких лыжников отличается от моделей для взрослых. Естественно, такими креплениями комплектуются юниорские и детские модели лыж.

Также в этой группе большое число наиболее лёгких горнолыжных креплений , конструкция которых несколько проще, чем у тяжёлых и мощных моделей. Такие крепления предназначены для начинающих и тех, кто катается для отдыха, и рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором собственно катание занимает иногда далеко не первое по важности место. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Дело в том, что начинающие лыжники от страха часто садятся назад, когда спуск становится неуправляемым, при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу - винтовая. Передняя головка креплений срабатывает, освобождая носок ботинка вбок и вбок-вверх, а пятка открывается при падении вперёд.

Более сложные крепления (тоже системные, то есть поставляющиеся в комплекте с лыжами) предназначены опытным лыжникам и экспертам. Передняя головка креплений этой группы имеет автоматические регулировки высоты и ширины носка ботинка. Иногда в конструкцию креплений включаются демпфирующие элементы и системы Free Flex. Эти крепления позволяют освобождать и носок, и пятку ботинка вверх под любым углом , поскольку падения лыжников могут происходить в самых разных направлениях.

Наиболее мощные и тяжёлые горнолыжные крепления могут поставляться системно, например - с моделями Race, такие модели устанавливаются на специальную интерфейсную пластину при помощи винтов. Также наиболее мощные крепления можно приобрести и отдельно, а затем установить на лыжи, продающиеся без пластин. Но в этом случае отрегулировать их под другой размер ботинка может уже не получиться. Это наиболее прочные крепления для горных лыж, рассчитанные на большие нагрузки и, соответственно, с более мощными пружинами и из максимально прочных материалов - стали и титанала. В моделях этой группы могут использоваться системы, позволяющие смещать крепления вдоль или поперёк лыжи для точной подстройки баланса лыжника. Также в наиболее сложных и мощных моделях увеличена эластичность - диапазон смещений ботинка, при котором крепления возвращают его на место . Крепление немного приоткрывается, реагируя на кратковременную ударную нагрузку, а затем возвращает ботинок. Диапазон смещений ботинка может доходить до 25…45 мм.


Слева направо: крепления простые, продвинутые и спортивные

Среди наиболее мощных горнолыжных креплений есть модели и для катания по подготовленным склонам, и для фрирайда . Такое различие вызвано различными условиями эксплуатации и требованиями к креплениям.

В случае моделей горнолыжных креплений Race , в первую очередь требуются максимально точная и быстрая передача усилий от ботинка к узкой (65 мм) лыже и возможность точно настроить крепления под конкретного спортсмена. Крепления для фрирайда должны надёжно работать в сочетании с широкими (до 125 мм и шире) лыжами, быть очень эластичными и амортизировать вибрации и удары. Для обеспечения таких разных требований в крепления вносят различные конструктивные изменения, например, увеличивают ширину основания, устанавливают более широкие ски-стопы, вводят в конструкцию демпфирующие элементы.

В этом материале речь не идёт о специализированных креплениях для скитура, поскольку они имеют совершенно другую конструкцию и не срабатывают при падениях.

Как выбрать горнолыжные крепления

Самой важной характеристикой креплений является диапазон усилий срабатывания по стандарту DIN.

    У детских креплений этот диапазон составляет величину от 0.5…0.75 до 2.5…4.5 DIN. У креплений для женщин и лёгких лыжников - от 3 до 9 или от 4 до 12. У наиболее мощных моделей - от 5 до 14 или до 16. В моделях для спортсменов диапазон усилий может доходить и до 24, но это исключение.

Определить, подходят ли вам выбранные крепления, можно, используя простое правило: нужно разделить вес лыжника на 10, полученное значение должно находиться близко к середине диапазона срабатываний. Так, для лыжников весом 60-90 кг и не слишком агрессивном катании отлично подойдут крепления с диапазоном усилий 4…12.


Слева простые крепления для женских лыж с диапазоном усилий до 10, справа лыжи со спортивным характером с диапазоном усилий до 12

Крепления с платформой или без

Сегодня практически все лыжи для начинающих и опытных лыжников, экспертов поставляются вместе с креплениями, которые устанавливаются на платформу. Такие платформы выполняют одну или две функции. Все платформы системных креплений предназначены для обеспечения простой и быстрой регулировки креплений под размер ботинка, для этого они оснащены рельсами и механизмом регулировки и фиксации в нужном положении.

Более сложные платформы системных креплений, например, ARC у Atomic выполняют ещё две задачи. Первая - гашение вибраций. Для этого в платформу встроены специальные демпфирующие элементы. И вторая, пожалуй, более важная - такие платформы обеспечивают независимость прогиба лыжи от зажатого в креплениях ботинка. Лыжа прогибается свободно по всей длине, дуга поворота получается очень ровной.

Существует большое число типов платформ, некоторые из них (для лыж Race) выполняются из металла, поскольку нагрузки на леденистых трассах соревнований профессиональных спортсменов не идут в сравнение с теми, которые испытывают платформы при катании любителей на мягком снегу.

А вот горнолыжные крепления для внетрассового катания ставятся на лыжи без платформ, поскольку при катании в сложных условиях такая установка креплений обеспечивает более точное управление широкими лыжами, меньшую нагрузку на суставы благодаря минимальному рычагу, которую создаёт связка ботинок-платформа-широкая лыжа и более точную обратную связь со склоном - информацию, которую лыжник получает от лыж о состоянии неоднородного снега.

Помимо диапазона усилий, особенности конструкции и веса, в информации о каждых креплениях (и с платформами, и без) приводится их высота. Точнее - высота подошвы ботинка над лыжей. В случае узких лыж такие платформы обеспечивают подъём ботинка над снегом, что позволяет не цепляться ботинком за склон при больших углах наклона вбок (закантовки). Кроме того, улучшается эффективность закантовки за счёт увеличения рычага - расстояния от подошвы ботинка до канта. Но процесс усиления воздействия на кант имеет и отрицательную сторону: все негативные воздействия со стороны склона передаются на ногу тоже усиленными. Из-за этого катание на лыжах с действительно высокими платформами (сейчас такие не выпускаются) более травмоопасно. После ряда несчастных случаев международная федерация лыжных видов спорта FIS ограничила высоту платформ в спорте - специальные требования, ограничивающие высоту подошвы ботинка в креплениях моделей Race. Так что всё хорошо в меру.

Вес горнолыжных креплений и материалы…

Начинающим лыжникам нужно снаряжение, которое бы обеспечило быстрый прогресс и минимум усталости. Чтобы снаряжение соответствовало этим требованиям, оно должно быть лёгким, поэтому и крепления для начинающих лыжников, детей и многие женские модели делаются из лёгких композитных материалов , по прочности почти не уступающих металлу. По мере того, как лыжник становится более опытным и начинает кататься быстрее, его снаряжение должно быть в состоянии поддержать его на более высокой скорости, испытывая более мощные нагрузки и удары. Такие крепления делаются из титанала и стали , конструкция усложняется, используются более мощные пружины - всё это влечёт и увеличение веса.

Вес более мощных лыж и креплений играет ещё одну роль: более стабильное поведение лыж на заданной траектории, что также требуется опытным лыжникам.


На фото крепления простые, продвинутые и спортивные (справа налево). Явно видно, как усложняется конструкция и появляются металлические элементы.

Конструктивные особенности горнолыжных креплений

Чем мощнее (и дороже) крепления, тем сложнее их конструкция. При этом у креплений групп race и фриски (фрирайд и фристайл) конструктивные особенности свои. Пожалуй, можно назвать лишь две из дополнительных регулировок, которые могут использоваться во всех категориях креплений высокого уровня: ручная установка высоты и ширины крыльев передней головки, фиксирующих ботинок. Остальные регулировки и дополнительные системы совершенно разные.

Так, у креплений race может быть регулировка точного положения ботинка вдоль лыжи, регулировка положения носка ботинка в поперечном направлении, а также возможность отключения срабатывания передней головки в вертикальном направлении. Любителям большинство из подобных систем не требуются.

В конструкцию сложных моделей креплений для фриски Регулировку креплений лучше доверить специалисту. Дело в том, что при настройке усилий срабатывания необходимо учитывать массу факторов : рост горнолыжника, вес, возраст, опыт и скорость катания, и даже длину подошвы ботинка. Помимо этого, необходимо отрегулировать и усилие прижима ботинка вперёд, а такая регулировка далеко не очевидна.

Если всё же придётся отрегулировать крепления самостоятельно, то нужно придерживаться следующих правил:

    аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления; поставить каблук ботинка на педаль ски-стопа раскрытой пятки; если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком - крепления не настроены по подошве. Необходимо отрегулировать крепления по размеру подошвы ботинка. Правильная регулировка в общем случае - когда пятка ботинка входит в пятку крепления с небольшим усилием, а при встёгивании пятка креплений упруго отъезжает назад на 2-6 мм. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами;

    Обслуживание креплений

    Обслуживание креплений - процесс очень простой. Надёжность современных моделей такова, что они прослужат вам столько же, сколько и лыжи - возможно, и лет пятнадцать. Смазывать их необязательно, поскольку в них заложен пожизненный запас смазки, а ржавеющих деталей в конструкции креплений уже давно нет. Нужно только учесть, что попадание дорожных реагентов, грязи и песка внутрь механизма нежелательно, так что перевозить лыжи лучше в салоне автомобиля, а если на верхнем багажнике - то или в чехлах или в боксе. Если же грязь всё-таки попала на крепления (и, возможно, внутрь) - смойте её холодной водой. Горячую воду, моющие средства и растворители использовать не нужно, поскольку они могут удалить смазку из креплений.

    Перед тем, как убрать лыжи на летнее хранение, можно вооружиться отвёрткой и ослабить пружины креплений. Но поскольку скользящую поверхность лыж перед хранением очень полезно покрыть консервирующей смазкой, можно попросить ослабить пружины мастера, который будет готовить ваши лыжи к «летней спячке».

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

В передней части крепления этих двух систем расположены резиновые упоры (флексоры). При толчке именно в флексор упирается носок ботинка. В зависимости от жесткости флексора регулируется жесткость управления лыжей, поэтому для разных стилей катания используются флексоры разной жесткости. Для конькового стиля, когда требуется жесткое сцепление ноги и лыжи, используются, соответственно, жесткие флексоры. Для классического стиля используются более мягкие флексоры, бывают также флексоры средней жесткости, предназначенные для лыжников-любителей, которые катаются и "коньком" и "классикой". Флексоры можно заменять(но их трудно найти в магазинах нашего города!), однако эта возможность представляет интерес в основном для лыжников-любителей, так как спортсмены для каждого стиля подбирают не только определенные крепления, но и лыжи.

Оба типа креплений универсальны в том смысле, что их можно "подогнать" под любой размер ботинок. Исключения составляют крепления для маленьких детей (до семи лет) и подростков. SALOMON и ROTTEFELLA выпускают специальные детские и юношеские крепления. От "взрослых" они отличаются большой ручкой защелки, чтобы было удобно браться за нее в варежках. Кроме этого, детские крепления имеют более мягкий механизм крепежа, чтобы маленький ребенок мог свободно надевать и снимать лыжи.

Крепления различаются направляющими выступами для ботинок вдоль креплений. SNS имеет один центральный выступ, а NNN - два параллельных. , несколько различается система крепежа ботинка. У креплений SNS скоба ботинка закрепляется сразу в носке ботинка, а у креплений NNN - она сдвинут на 10 мм назад (под пальцы). Такое расположение дает несколько лучшее управление лыжей при коньковом ходе. Еще одно различие между креплениями касается цвета резинок. В зависимости от жесткости резинки имеют разные цвета, благодаря чему можно сразу определить, для какого стиля предназначены крепления. У NNN резинки бывают четырех цветов.

Для конькового стиля используются резинки белого (для сильного стиля) и зеленого (для более мягкого катания) цветов. Крепления для "классики" бывают черными (стандартные) или красными (мягкие). Фирма SNS использует три вида резинок, которые, помимо цвета, различаются выдавленной условной цифрой жесткости. Для "классики" резинки желтые, с жесткостью 85. "Коньковые" резинки красные, с цифрой жесткости 115, а универсальные - розово-сиреневого цвета с жесткостью 95. SNS делает и крепления и ботинки, а NNN крепления и подошвы для ботинок, которые впоследствии используют другие фирмы для пошива обуви. В отличие от креплений системы SNS, NNN выпускает крепления специально для других фирм с их названием, например ROSSIGNOL. Если вы остановили свой выбор на креплениях SNS, то надо проверить, чтобы они совпадали с ботинками. Связано это с тем, что модели креплений (а соответственно и ботинок) последних лет несколько отличаются от более старых.

Послесловие к статье

NNN и SNS – как мне кажется, абсолютно равнозначные типы креплений На обеих этих системах катаются профессиональные спортсмены. В Интернете можно найти десятки форумов о споре этих двух систем, но конкретного ответа найти не удалось – каждый для себя решает сам что выбрать.

 
Статьи по теме:
Продажа вертолетов Bell Радиоуправляемые вертолеты – моделей много, принцип выбора один
США, Япония, Тайвань, Германия и Италия Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки Вместимость : пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H) Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в больше
​Путешествие в страну Дорожных знаков
Главным документом, регламентирующим правила поведения на дороге, является ПДД. Что касаемо детей, то значимым знаком является «Осторожно Дети» 1.23 по ПДД. Соблюдение правил очень важно, поскольку, в противном случае, могут возникнуть непоправимые послед
Транспортные средства: классификация
Таблица 4 Классификационный признак Специальный Специализированный По назначению Пожарный Медицинской помощи Охранный Автокраны Уборочный Самосвалы с навесным оборудованием Фургоны с навесным оборудованием Цистерны Контейнеровозы Мусоровозы
Демонтаж «фартука» приборной панели
Многие автолюбители сталкивались с тем, что на ВАЗ-2114 гасла одна из ламп ближнего света. Почему это случается? Ответ достаточно простой – лампочка перегорела и её необходимо заменить. Многие автомобилисты зададутся вопросом – как это сделать? Достаточно