Системы управления воздушным движением. Зоны и районы системы увд авиации рф. Основные технические характеристики

В соответствии с целью - обеспечение максимально возможного уровня безопасности полетов при удовлетворении потребностей пользователей воздушного пространства Российской Федерации с учетом увеличения объемов перевозок в зоне ответственности филиала, на предприятии осуществляется непрерывное техническое и технологическое развитие.

В 2014 г. введена в строй в полнофункциональном режиме РК «Москва-Резерв». В ее состав вошли КСА УВД «Альфа-3», КСА ПВД «Планета-5», СКРС «Мегафон», СТВ «Метроном», КСЗИ «Сфера». Задачей РК «Москва-Резерв» было обеспечение бесперебойного функционирования радиоэлектронных средств организации воздушного движения (ОВД) на финальном этапе эксплуатации основной АС УВД «ТЕРКАС». В настоящее время РК «Москва-Резерв» может выполнять функции резервного комплекса, как для АС УВД «ТЕРКАС», так и для новой АС ОрВД «Синтез-АР4». При этом все процессы связанные с обработкой и отображением радиолокационной и плановой информации синхронизируются с той системой, которая в данный момент выполняет функции основной.

10 октября 2017 года процесс организации воздушного движения был переведен на новую АС ОрВД «Синтез-АР4», генеральным подрядчиком по поставке которой является АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Новая АС ОрВД является крупнейшей в России и одной из самых крупных в мире, поскольку предназначена для Московской зоны ЕС ОрВД – самой сложной и насыщенной по количеству аэродромов, видов полетов, интенсивности воздушного движения. Зона ответственности филиала «МЦ АУВД» - около 100 воздушных трасс протяженностью 26 000 км, имеющих 150 точек пересечения, площадь более 700 000 кв. км., на которой расположено более 100 аэродромов, в том числе 10 международных. Более 60 % всех полетов, выполняемых в Российской Федерации (более 2500 рейсов в день), выполняется под управлением диспетчеров филиала. В зоне ответственности филиала одновременно находится более 300 ВС различного типа.

В таких напряженных для диспетчерского состава условиях новая система АС ОрВД «Синтез-АР4» полностью обеспечивает диспетчерский персонал всей необходимой информацией для целей управления воздушным движением. При этом уровень автоматизации системы позволяет диспетчеру не отвлекаться на рутинные операции, которые за него, в автоматизированном режиме выполняет система, а принимать решения на основе прогнозов о возможном возникновении потенциально опасных ситуациях и расчетов траекторий движений воздушных судов. Уже сейчас в АС ОрВД «Синтез-АР4» внедрены такие современные технологии как OLDI, Safety Nets, MONA, AMAN/DMAN, CPDLC, TIS-B, взаимодействие с AODB аэропортов. Идет внедрение авиационной цифровой связи в режимах FANS-1/A ACARS и VDL Mode2.

В составе АС ОрВД Московского центра находится более 400 автоматизированных диспетчерских рабочих мест (АРМ) диспетчеров ОВД и выносных АРМ, более 200 АРМ в аэропортах МУДР, более 200 АРМ диспетчеров РК «Москва-Резерв».

С более чем 300 рабочих мест диспетчеры ведут радиосвязь с экипажами ВС. Все АРМ выполненных на базе специализированных компьютеров промышленного исполнения, предназначенных для работы в режиме 24 часа/7дней в неделю. Компьютеры имеют дублированные сетевые интерфейсы, что обеспечивает необходимый уровень отказоустойчивости. Все рабочие места оснащены современными средствами отображения, основным из которых является 4K-дисплей производства компании «WIDE Сorp», разработанный специально для целей управления воздушным движением», разработанный специально для целей управления воздушным движением.

Новая система АС ОрВД создана на базе современного оборудования таких лидеров в области информационных технологий как CISCO, Alcatel, Hewlett-Packard, Dell, Intel. В АС ОрВД установлено и работает более 5500 различных аппаратных блоков и устройств, а групповое оборудование расположено более чем в 50 монтажных шкафах. На данный момент АС ОрВД «Синтез-АР4» связан более чем с 50 различными автоматизированными системами. Для этого используется около 600 внешних каналов связи. В систему поступает радиолокационная информация от 23 радиолокационных комплексов и 19 АЗН станций. Такое количество источников информации АЗН и РЛИ обеспечивает многократное радиолокационное перекрытие Московской воздушной зоны.

Передача данных осуществляется в соответствии со спецификациями организации Eurocontrol, в специализированных протоколах. При этом все каналы передачи данных являются дублированным, что обеспечивает бесперебойный режим ее поступления. Основные процессы обработки, отображения, анализа и прогнозирования радиолокационной информации производятся при четырехкратном аппаратном резервировании. Для обеспечения высокой пропускной способности, сетевые соединения серверного оборудования выполнены на основе оптоволокна в дублированной ЛВС. В составе комплекса приема и обработки информации РЛИ и АЗН работает 8 серверов. В АС ОрВД обрабатывается и отображается на экранах АРМ диспетчеров огромное количество метеоинформации, поступающей из аэропортов и от 12 метеолокаторов. Для хранения, и последующего анализа всего объема информации, в серверах комплекса документирования используются дисковые массивы, а для хранения информации и оперативного доступа к информации РЛИ используются системы хранения данных, имеющие оптические интерфейсы связи, работающие по технологии Fiber Channel. Все серверное оборудование выполняет свои функции при двукратном резервировании, а в составе комплекса документирования работает 24 сервера.

В состав АС ОрВД входит комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства (КСА ПИВП), обеспечивающий стратегическое, предтактическое и тактическое планирование использования воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения с объемом более 3000 планов в сутки, обрабатывая по 15000 входящих сообщений ежедневно. КСА ПИВП обеспечивает информационное взаимодействие по планово-диспетчерской, аэронавигационной и справочной информации с 14 группами организации планирования на аэродромах (ГО ПВД) и 20 командными пунктами аэродромов государственной и экспериментальной авиации.

Принимая во внимание количество рабочих мест, обилие подсистем, а так же уровень автоматизации АС ОрВД, требования к инженерному персоналу всегда были очень высокие. Обучение инженерно-технического персонала по эксплуатации АС ОрВД и дополнительные специализированные курсы проводились еще в период комплексных испытаний системы. Одним из приоритетов эксплуатации АС ОрВД у инженерно-технического персонала было и всегда будет взаимодействие со специалистами предприятий-разработчиков в целях улучшения качественных характеристик системы и внедрения новых технологий, продолжения совершенствования навыков эксплуатации и расширения знаний в области IT-технологий. Также современные комплексы средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) введены в строй в Калужском, Воронежском, Белгородском, Нижегородском ЦОВД.

В 2018 году на аэродроме Нижнем Новгород введен в эксплуатацию новый АКДП. Идет строительство нового АКДП на аэродроме Липецк. Планируется строительство АКДП на аэродроме Домодедово. Вводятся в эксплуатацию современные средства радионавигации, радиолокации и связи. Автоматизированные приемо-передающие центры ОВЧ (АППЦ) TRS-2000 в филиале «МЦ АУВД» являются основными средствами приема-передачи речевой информации между диспетчерами УВД и экипажами ВС. Совмещенные автоматизированные приемо-передающие центры - принципиально новое направление в развитии подсистем радиосвязи для управления воздушным движением. Они позволяют размещать передатчики и приемники в одном помещении (контейнере), устанавливать антенны на небольшой площади и обеспечивать необходимые условия для обеспечения электромагнитной совместимости. При этом уменьшаются затраты на прокладку линий связи, снижаются затраты на аренду земли, содержание зданий и сооружений, уменьшается количество вспомогательного оборудования.

Радиооборудование «Серия 2000» составляет основу АППЦ и является новым поколением многоканальных цифровых радиосредств ОВЧ и ОВЧ/УВЧ диапазонов и предназначено для применения в системах УВД гражданской и государственной авиации, обеспечения фиксированных каналов радиосвязи между диспетчерами и экипажами воздушных судов. В «Серии 2000» применен модульный принцип построения радиосредств, позволяющий обеспечить радиосвязью как небольшие аэропорты, так и укрупненные многоканальные радиоцентры. В настоящее время для обеспечения каналами радиосвязи дополнительных секторов МАДЦ и РДЦ под новую структуру воздушного пространства (НСВП) проводятся работы по дооснащению АППЦ Шереметьево, АППЦ Чулково, ААППЦ Внуково, АПРЦ Постниково и АПМРЦ Филимонки, планируется строительство АППЦ Курск. Проводятся проектные и изыскательские работы по строительству 48-и канального АПМРЦ на объекте ПМРЦ «Филимонки».

В филиале эксплуатируются такие современные средства радионавигации как РМП-200, DVOR2000/DME2700, DF2000, ILS 2700, DME 2700, АРМ-150 МА. Постоянно модернизируется радиолокационное оборудование. На эксплуатацию поступают аэродромные радиолокационные комплексы «Лира-А10» и МВРЛ «Аврора-2» режима «Mode S» с функцией расширенного наблюдения в режиме АЗН-В 1090 ES. Введены в строй современные АРЛК «Лира-А10» в Воронежском, Белгородском, Домодедовском ЦОВД. Планируется установка АРЛК «Лира-А10» в Калужском, Шереметьевском и Нижегородском ЦОВД.

Эксплуатация МВРЛ «Аврора-2» на РЛП «Дзержинск», РЛП «Таловая» и РЛП «Зименки» дала возможность получать с борта воздушного судна (ВС) и отображать на экране автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера значительное количество дополнительных данных. Высота полета ВС, установленная экипажем, угол крена, угловая скорость, путевая скорость, вертикальная скорость, приборная скорость, установленное давление, магнитный курс и много другой информации, поступающей с борта ВС значительно облегчает работу диспетчера УВД. Кроме того адресный режим работы МВРЛ «Аврора-2», использование уникальных идентификаторов ВС и селективные запросы исключают искажение вторичной информации от ВС, находящихся на одном азимуте и удалении от радиолокатора.

Продолжаются работы по внедрению и использованию технологий глобальной спутниковой радионавигационной системы. В 2016 году завершена работа по перекрытию всего воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД 4-х канальными станциями автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES НС-1, предназначенными для наблюдения за находящимися в зоне видимости станции ВС, оснащенными оборудованием АЗН-В и передачи данных наблюдения в комплексы средств автоматизации управления воздушным движением. В 2017 году во всех ЦОВД филиала были введены в эксплуатацию станции ЛККС А-2000 (GBAS), являющиеся наземной частью системы спутниковой навигации (GLS).

Основная цель их установки – сделать еще более точным определение местоположения ВС в пространстве и избежать ошибок при всех возможных внешних воздействиях на сигнал со спутников, который принимает ВС, в том числе и во время захода на посадку. Принцип действия GLS простой: местоположение ВС определяется по спутникам, а погрешность корректируется наземной станцией ЛККС. Уже сегодня ВС, оборудованные GLS, могут заходить на посадку при метеоусловиях, соответствующих категории 1 ИКАО.

Еще одной составляющей глобальной спутниковой радионавигационной системы. является МПСН. Аэродромная многопозиционная система наблюдения (АМПСН), основанная на мультилатерационных технологиях АЗН-В в аэропорту Домодедово уже эксплуатируется, а в 2018-2019 годах планируется завершить работы по внедрению аэродромных многопозиционных систем наблюдения на аэродромах Внуково и Шереметьево. Кроме того в стадии реализации находится проект по установке технических средств мониторинга системы контроля за выдерживанием высоты ВС (HMU).

В филиале широко применяются цифровые телекоммуникационные сети. Цифровая сеть телекоммуникаций филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представляет собой мультисервисную сеть передачи данных, построенную на использовании (аренде) каналов у операторов связи и волоконно-оптических линий с применением технологии многопротокольной коммутации меток (Multiprotocol label switching - MPLS). Данная технология на сегодняшний день является самой эффективной технологией передачи Ethernet и IP-трафика. Центральное транспортное ядро сети IP/MPLS построено на базе маршрутизаторов операторского уровня, подключенных по кольцевой топологии.

Высокое качество и надежность услуг на базе сети IP/MPLS обеспечивается за счет использования механизмов интеллектуального управления трафиком (Traffic Engineering) и быстрой перемаршрутизации (Fast Reroute). Это позволяет в автоматическом режиме мгновенно переключать потоки данных на резервные направления при авариях на физических средах и выходе из строя сетевого оборудования, а также в случае существенного повышения загрузки основных маршрутов. Автоматизация процесса обеспечивается протоколами маршрутизации и сигнализации MPLS.

Мультисервисная сеть IP/MPLS является основой для организации частных виртуальных каналов (EVLL) и мультисервисных корпоративных сетей (L2/L3 VPN) с поддержкой качества обслуживания для передачи различных видов трафика: голоса, видео и данных. Для обеспечения требуемого качества услуг на сети IP/MPLS применяются несколько классов обслуживания трафика в зависимости от требований к передаче информации.

На сегодняшний день специалисты филиала «МЦ АУВД» обслуживают единую сеть наземной связи и передачи данных в Московской воздушной зоне и московском зональном центре ЕС ОрВД России, которая насчитывает свыше 450 активных устройств. В этот список включаются коммутаторы, маршрутизаторы, мультиплексоры, АТС, HDSL-модемы. Управление и наблюдение за оборудованием сети происходит с использованием централизованной системы управления расположенной на площадях филиала.

Зона ответственности филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представляет собой территорию площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 –16150 м. Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1046 км, с запада на восток – 995 км. В контролируемой зоне расположены 71 аэродром разных ведомств, 53 запретные зоны, 154 зоны ограничений, 8 авиационных полигонов, 28 стрелковых полигонов. Протяженность воздушных трасс составляет более 32 тысяч километров.

Районный диспетчерский центр (РДЦ) осуществляет обслуживание воздушного движения 23 секторами УВД в границах Московской зоны ЕС ОрВД на высотах 1500 м - 16150 м. Московский аэроузловой диспетчерский центр (МАДЦ) - осуществляет обслуживание воздушного движения 13 секторами УВД (4 сектора диспетчерского пункта круга (ДПК) и 9 секторов диспетчерского пункта подхода (ДПП) в воздушном пространстве в радиусе около 180 км. От г. Москва, в котором воздушные суда после взлета с аэродромов Московского авиаузла выполняют набор крейсерского эшелона для следования по воздушной трассе и снижение с эшелона для захода на посадку. Площадь обслуживаемого воздушного пространства составляет 105 тысяч кв. км. В Московской зоне ЕС ОрВД (МЗ ЕС ОрВД) расположено: 3 аэроузла, 71 аэродром, а также воздушные трассы, включая местные воздушные линии (МВЛ).

Директор филиала

С 15 апреля 1981 года по 9 октября 2017 года функционирование Московского районного и аэроузлового диспетчерских центров обеспечивалось комплексом АС УВД «ТЕРКАС» и резервным комплексом (РК «Москва-Резерв»). 10 октября 2017 года в 02:00 осуществлен ввод в эксплуатацию автоматизированной системы ОрВД (АС ОрВД) нового центра управления полетами (ЦУП) филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые. Перевод обслуживания воздушного движения на новую отечественную АС ОрВД имеет стратегическое государственное значение.

В состав АС ОрВД входит:

    комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД);

    комплекс средств автоматизации планирования и использования воздушного пространства (КСА ПИВП);

    комплекс средств защиты информации (КСЗИ);

    комплексный системным тренажёр (КСТ);

    система коммутации речевой связи «Мегафон» (СКРС).

КСА УВД «Синтез АР-4» высокотехнологичная универсальная система, обеспечивающая прием и обработку информации о воздушной обстановке, плановой, метеорологической и аэронавигационной информации, ее интеграцию и отображение на автоматизированных местах персонала ОВД. Комплекс позволяет персоналу ОВД получить полноценную картину ситуационной обстановки и принять оперативное решение в условиях высокой интенсивности воздушного движения.

В 2017 г. количество воздушных судов, обслуженных органами ОВД филиала составило:

Шереметьево 308 535
Домодедово 234 435
Внуково 167 018.

За 9 месяцев 2018 г. количество обслуженных воздушных судов по московским аэропортам составило:

Шереметьево 164 405
Домодедово 107 721
Внуково 92 154

Филиалом «МЦ АУВД» обслужено в 2017 году: 464 российских авиакомпаний и 748 иностранных авиакомпаний.

Работники филиала «МЦ АУВД» обеспечивают аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства гражданской, государственной и экспериментальной авиации при выполнении полетов в Московской зоне ЕС ОрВД по воздушным трассам и коридорам.

Для обслуживания воздушного движения используется 10 РЛП (первичные и ВРЛ), 32 ОПРС, около 250 каналов связи и передачи данных, имеются радиолокационные, связные и навигационные поля, позволяющие выполнять полеты на уровнях требований ИКАО.

Для поддержания и совершенствования практических навыков в составе филиала «МЦ АУВД» имеется диспетчерский тренажер. Тренажер также используются для решения по совершенствованию структуры воздушного пространства, обучения новым методам и технологиям работы и т.д. Функциональные возможности тренажера позволяют обеспечить имитацию процессов ОВД в любой зоне ответственности, в т.ч. имитацию особых случаев и аварийных ситуаций в воздухе, увеличение нагрузки на диспетчера, вплоть до предельных значений, исключающих угрозу безопасности реального воздушного движения. Это дает возможность готовить диспетчеров к выполнению любых задач в условиях реальной работы.

Достаточно гибкая концепция тренажерного комплекса позволяет разрабатывать перечень требований к будущим системам УВД, а также разрабатывать новые методы и процедуры УВД. Практически любая ситуация, связанная с воздушным движением, может быть создана и проиграна на диспетчерском тренажере Московского центра АУВД.

В филиале «МЦ АУВД» работает более 3400 человек, около 1500 из которых специалисты по управлению воздушным движением, порядка 900 специалисты инженерно-технического состава, а также работники вспомогательных служб и административно-управленческого аппарата. Весь диспетчерский состав допущен к ОВД на английском языке и около 90 % специалистов службы УВД имеют 1 и 2 класс квалификации.

В рамках реализации План мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» направлением модернизации и развития ведется установка АМПСН (аэродромная многопозиционная система наблюдения).

В а/п Внуково окончание строительно-монтажных работ под установку оборудования запланировано на 1 квартал 2019 года

В а/п Шереметьево строительно-монтажные работы ведутся с июля 2018 года, планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2 квартал 2019 года.

Устанавливается оборудование DME/N 2700. В а/п г. Ярославль проведены приемо-сдаточные испытания, ведется подготовка к вводу объекта в эксплуатацию. Установка DME/N 2700 на ОПРС «Скуратово» планируется в 2019 году после завершения строительно-монтажных работ на объекте.

Автоматизированные системы управления воздушным движением

предназначена для обеспечения безопасности, повышения экономичности и

регулярности полетов авиации различных

ведомств в районе аэродрома, на воздушных трассах

и во внетрассовом воздушном пространстве путем автоматизации текущего планирования,

сбора, обработки и отображения радиолокационной, аэронавигационной и метеоинформации.

РЛК - радиолокационный комплекс

ПРЛ - первичный радиолокатор

ВРЛ - вторичный радиолокатор

аппаратура

первичной

обработки

радиолокационной

информации

аппаратура

трансляции

информации

ЦУВД - центр УВД

ПП - планы полетов

Аэродромно-районная автоматизированная система УВД «Альфа»

АРАС УВД «Альфа" предназначена для центров УВД с высокой и средней интенсивностью воздушного движения.

АРАС УВД «Альфа" построена на базе серийно выпускаемых унифицированных изделий, которые являются базовыми для основных подсистем АРАС. АРАС УВД «Альфа» сертифицирована МАК и рекомендована Министерством транспорта РФ для оснащения предприятий ГА. В настоящее время эксплуатируется более чем в 180 центрах УВД в России и за рубежом.

Особенности технических решений АРАС УВД «Альфа»:

Использование унифицированных изделий для построения системы, обеспечивающее возможность создания конфигурации любой сложности в кратчайшие сроки, ее последующее наращивание и модификацию;

Максимальное использование универсальных аппаратных средств и вычислительной техники широкого применения от ведущих мировых производителей;

Многоплатформенное программное обеспечение Windows/Linux/МСВС;

100%-ное дублирование и резервирование всех подсистем и их сегментов;

Автоматизированное техническое управление и контроль;

Реализация сопряжения со всеми российскими комплексами и системами обеспечения РТО полетов и УВД, находящимися в эксплуатации;

Возможность сопряжения с импортными и перспективными системами по стандартным протоколам и интерфейсам (ASTERIX, ARINC, OLDI, QSIG, MFC-R2 и др.);

Защита от несанкционированного доступа по классу 1В и по 2-му уровню контроля не декларированных возможностей.

Основные функции АРАС УВД «Альфа»:

- обработка радиолокационной и координатной информации;

- обработка плановой информации;

- диспетчерская связь;

- прием, передача и обмен информацией и данными;

- отображение воздушной обстановки;

- документирование информации;

- обучение и тренаж;

Комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) "Альфа-3"

КСА УВД "Альфа-3» обеспечивает прием, обработку, отображение и интеграцию информации о воздушной обстановке, плановой, метеорологической и аэронавигационной информации на дисплеях высокого разрешения рабочих мест специалистов ОрВД. В комплексе автоматизированы процессы анализа воздушной обстановки, процедуры УВД и пультовые операции.

Источниками информации могут являться все типы радиолокационных станций и радиопеленгаторов, метеостанции и комплексы, спутниковые системы навигации и УВД (АЗН-В, АЗН-К), наземные телеграфные каналы и цифровые линии.

Сервер (дублир.)

АРМ диспетчера УВД с РЛК (дублир.)

АРМ диспетчера УВД, РП без РЛК

АРМ диагностики и управления

Оборудование ЛВС

Комплект ЗИП

Функциональные возможности

Комплекс "Альфа-3" имеет модульную архитектуру, предусматривающую 100%-ное резервирование. КСА УВД "Альфа-3" обеспечивает:

- многооконный графический интерфейс, соответствующий современным рекомендациям Евроконтроля

- отображение на экране аналоговой и цифровой траекторной информации, а также полетных данных

- сопровождение целей по первичному и вторичному каналу

- построение сглаженных траекторий движения воздушных судов с объединением данных от нескольких источников информации

- автоматический ввод в сопровождение ВС при поступлении полетной информации

- сопряжение с системой планирования воздушного движения

- прогнозирование положения ВС

- обнаружение и сигнализацию о конфликтных ситуациях и нарушениях минимальной безопасной высоты

- отображение цветной картографической информации, отображение признаков бедствия и аварийных ситуаций

- возможность оперативного изменения диспетчером вида информации на мониторе

- автоматизированное согласование между секторами УВД

- автоматизированное согласование между системами смежных центров УВД

- аварийную и функциональную световую и звуковую сигнализацию

- документирование и архивирование информации с возможностью оперативного поиска и просмотра, а также ее выдачу на внешние цифровые системы документирования

- защиту информации от несанкционированного доступа

- дополнительные сервисные функции (записная книжка, специализированный калькулятор, сигнализация заданных по времени событий, отображение справочной информации и т. п.).

Основные технические характеристики:

1. Источники РЛИ:

ОРЛ-Т : 1РЛ-139, 1Л-118, "Скала", "Утес-Т", "Корень-АС", "Крона", МВРЛ-СВК, "Радуга"ОРЛ-А : ДРЛ-7СМ, "Иртыш", "Экран-85", "Урал", "Лира-А"

РТС : РСБН-4Н, РСП-6М2, РСП-10МН, "ПУЛЬСАР-Н", "Сонар"

ОРЛ-Т : "Лира-Т"

ОРЛ-А : "Экран-1АС", "Лира-А10"

2. Источники АРП : АРП-75, АРП-95, АРП "Платан"

3. Источники метеоинформации: КРАМС, "МетеоСервер", АМИС РФ

4. Интерфейсы взаимодействия со средствами РТО: С-2, Asterix, ПРИОР

5. Количество сопровождаемых целей: до 300

6 .Количество сопровождаемых целей в режиме автосопровождения: до 100 7. Средства отображения информации: цветные ЖКИ

мониторы с диагональю от 19", с разрешением не менее 1280x1024

Комплекс средств передачи радиолокационной, пеленгационной, речевой и управляющей информации (КСПИ) "Ладога"

КСПИ «Ладога» предназначен для сбора, обработки и передачи данных от радиолокационных станций, радиопеленгаторов и приемопередающих центров по каналам (линиям) связи в центры УВД,

а также для обмена данными между центрами УВД.

В зависимости от используемых каналов (линий) связи комплекс имеет три варианта исполнения:

Для физических линий

Для радиоканала (беспроводных линий связи)

Для магистральных каналов связи

В состав комплекса входит от 1 до 8 станций передачи данных от источников информации и от 1 до 8 станций приема данных с последующей передачей потребителям.

Комплекс "Ладога" обеспечивает передачу оцифрованных данных от следующих источников информации:

Первичных и вторичных трассовых радиолокаторов

Первичных и вторичных каналов аэродромных радиолокаторов

Посадочных радиолокаторов

Комплексов РСП

Автоматических радиопеленгаторов

Метеорологических информационных комплексов

Систем плановой информации

Источников информации сетей АНС ПД и ТС

Источников речевой информации командной радиосвязи и телефонной связи

Источников диагностической и управляющей информации

Комплекс обеспечивает интеграцию разнесенных систем и средств автоматизации УВД и ПВД, а также организацию обмена данными между центрами УВД объединенных районов и укрупненных центров.

Основные технические характеристики

1. Режимы передачи данных: точка-точка (симплекс), точка-точка (дуплекс), звезда (1 передатчик, несколько приемников)

2. Емкость по видам информации, каналов:

аналоговой радиолокационной информации: до 2цифровой радиолокационной информации: до 16радиопеленгационной информации (каналов АРП): до 16речевой информации: до 32управляющей информации (ТУ/ТС): до 16

3. Поддерживаемые интерфейсы сопряжения:

аналоговой радиолокационной информации: 1РЛ-138, 1Л-118, "Экран- 85" (и его модификации), ТРЛК-11, "Иртыш", ДРЛ-7СМ, "Урал"цифровой радиолокационной информации: АПОИ "Вуокса", "ПРИОР", ВИП-118, "Холодное небо", КОРС, ЛАДОГАрадиопеленгационной информации: АРП-75, АРП-95, "Платан"каналов речевой информации: 2-4-проводные каналы ТЧ

каналов передачи данных: RS-232, RS-422, RS-485, V.35, G.703, G.703.1, Frame-Relay

сети АНС ПД и ТС: МТК-2, Х.25

4. Обеспечивает передачу информации на расстояние: для радиоканала - 25 км, для физических линий - 8 км, для магистральных каналов - без ограничения

5. Переключение между каналами связи: автоматическое, мультиплексированное, ручное

Информационный сервер (ИС) «Ладога-ИС»

ИС «Ладога-ИС» предназначен для сбора, обработки, объединения и передачи информации, поступающей от радиолокационных станций, радиопеленгаторов и приемопередающих центров по каналам (линиям) связи в центры УВД, а также для обмена данными между центрами УВД.

ИС является узловым элементом сети обмена данными системы ОрВД (ATN). Информационный сервер "Ладога-ИС" является модификацией комплекса средств обработки радиолокационной, пеленгационной, речевой и управляющей информации "Ладога".

Важнейшую роль в обеспечении высокой регулярности и безопасности полетов играет четкость и надежность управления движения ВС. Однако традиционные способы УВД становятся недостаточно эффективными при большой интенсивности воздушного движения из-за ограниченных возможностей человека по управлению движением большого числа ВС.

Характер работы диспетчера принципиально не меняется, но ее напряженность резко возрастает, он уже не в состоянии справиться с огромным объемом информации, которая поступает к нему от большого числа ВС по различным каналам и в разной форме. Увеличение числа диспетчеров не решает задачи, так как при этом возникает новая проблема по координации их действий. Для упрощения и облегчения работы диспетчера его нужно освободить от функций сбора, хранения и обработки информации, оставив за ним лишь функцию принятия наиболее важных решений по УВД. В таком виде эта задача решается путем автоматизации процессов УВД на основе применения современных радиоэлектронных средств и вычислительной техники.

Структура АС УВД

АС УВД выполняет разнообразные функции по переработке большого объема информации и состоит из ряда отдельных комплексов и подсистем (рис.68):

Подсистема сбора информации ПСИ;

Подсистема связи и передачи информации ПСПИ;

Вычислительный комплекс ВК;

Подсистема отображения информации;

Подсистема связи с ВС ПСВС.


Рис. 68. Структурная схема АС УВД

Важным звеном АС УВД является диспетчер, замыкающий контур управления. В зависимости от вида системы и степени автоматизации каждая из подсистем может иметь различную структуру и функции, но для всех АС УВД эти подсистемы имеют общие задачи и отличительные признаки.

ПСИ включает датчики информации различных типов, позволяющие измерять координаты ВС, получать метеоинформацию, сообщения из соседних центров УВД. Информация, используемая в процессе УВД, подразделяется на статическую и динамическую. Статическая информация не меняется работы системы и включает параметры ВС и трасс. Она вводиться в ВК на этапе подготовки системы к эксплуатации, но при необходимости может корректироваться и в процессе эксплуатации. К динамической, т.е. изменяющейся, информации относятся координаты ВС, высота полета, бортовой номер или номер рейса, остаток топлива, сообщения об аварийной ситуации или отказе радиосредств, метеорологические данные. Все эти данные должны вводиться в систему автоматически в течение всего времени работы, т.е. по существу непрерывно.

Промежуточное положение между статической и динамической информацией занимают планы полетов, так как они могут корректироваться в процессе полета. План полета должен содержать номер ВС, номер трассы, время вылета, пролета контрольных пунктов и прибытия в пункт назначения, запас топлива и сведения о наличии на борту ответчика. Оперативно должны вводиться в систему планы внерейсовых полетов, передаваемых из других центров УВД. Планы полетов для рейсов, выполняемых по расписанию, вводятся заранее и корректируются относительно редко. Сигналы от отдельных датчиков ПСИ имеют различную природу. Некоторые сигналы представлены в аналоговой, другие - в дискретной форме. При этом способы кодирования дискретных сигналов могут быть разными. Для преобразования всех, поступающих от ПСИ сигналов, к единому виду, пригодному для ввода в ВК служит подсистема связи и передачи информации ПСПИ. На выходе этой подсистемы вся информация представляется в цифровых кодах, с которыми оперирует ЦВМ ВК. Дополнительно ПСПИ обеспечивает связь персонала центра управления со всеми взаимодействующими службами.

ВК обрабатывает все данные, поступающие от различных датчиков и формируют массивы информации для ПОИ. При высокой степени автоматизации в ВК решаются и задачи анализа воздушной обстановки. Обработка сигналов датчиков происходит в два этапа. Первоначальная обработка информации, называемая первичной, производится в ПСИ и ПСПИ. Основная цель этой обработки - очистка сигналов от помех и получение данных в форме машинных кодов. Второй этап осуществляется в ВК и называется вторичной обработкой, основная цель которой - получение возможно более полных данных о траекториях движения всех ВС, находящихся в зоне управления.

ПОИ предназначена для отображения воздушной обстановки в наиболее удобной для восприятия форме. В АС УВД координатная информация отображается в графической, т.е. аналоговой, форме, а дополнительная - в цифровой (рис. 69).

Рис. 69. Совмещенный план-индикатор

1 - формуляры сопровождения; 2 - формуляр ожидания прилетающего ВС; 3 - формуляр ожидания вылетающего ВС; 4 - табличный формуляр; 5 - таблица системных данных

С помощью ПОИ решаются также задачи активного взаимодействия диспетчера с ВК. ПСВС обеспечивает передачу команд управления на ВС, обмен сообщениями между экипажами ВС и службой УВД, а также получение и ввод в ВК некоторых данных с борта ВС.

Классификация АС УВД

АС УВД классифицируются по ряду признаков. Основными из них являются область применения, назначение, степень автоматизации (номенклатура автоматизированных функций) и способ получения информации о параметрах движения ВС.

В зависимости от сферы применения АС УВД различают:

Трассовые (районные);

Аэродромные;

Аэроузловые.

По назначению АС УВД разделяются на:

АС планирования воздушного движения (АС ПВД);

АС непосредственного управления воздушным движением (АС УВД);

Совмещенные (АС ПВД и УВД);

АС управления наземным движением.

По степени автоматизации АС УВД разделяются::

Системы малой (частичной) автоматизации (МАСУВД);

Системы 1-го уровня автоматизации;

Системы 2-го уровня автоматизации;

Системы 3-го уровня автоматизации.

По способу получения координатной информации АС УВД делят:

Системы радиолокационного контроля;

Системы процедурного контроля.

Эксплуатационно-технические характеристики (ЭТХ) АС УВД

Эксплуатационно-техническими характеристиками принято называть показатели, отображающие сведения о сфере применения, функциях, Эксплуатационно-технических возможностях и качестве функционирования АС УВД. ЭТХ основных типов АС УВД, эксплуатируемых в Росси, приведены в таблице 14.

Таблица 14

Показатели Типы АС УВД
Аэродромные Аэроузловые Районные
“Старт” “Теркас” Мин. Воды “Теркас” Киев “Спектр” “Теркас” Москва “Теркас” Москва “Трасса” “Стрела”
Размеры зоны управления, тыс. км 2
Число секторов управления
подхода - - -
круга - - -
посадки - - - - - -
старта - - - - - - -
руления - - - - - - -
Число р/локационных позиций
Число ВС, сопровождаемых системой ПРЛС
Число ВС, сопровождаемых системой ВРЛ - - - - -
Число обрабатываемых планов полетов:
стандартных - -
суточных - -
текущих - -

Основные сведения

Управление воздушным движением находится в компетенции государства. В России функции УВД возложены на органы Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД).

В последние годы часто используется термин Организация воздушного движения и аббревиатуры ОВД, ОрВД, ЕС ОрВД . В англоязычных источниках используется термин Air Traffic Control (ATC ) или Air Traffic Management (ATM ).

ЕС УВД включает широкую сеть пунктов управления: районные центры (РЦ) УВД на воздушных трассах, аэропортовые контрольно-диспетчерские пункты (КДП), местные диспетчерские пункты (МДП) и т. д.

При следовании воздушных судов по авиалиниям применяется эшелонирование .

Система управления воздушным движением - автоматизированный сервис, обеспечиваемый наземными службами для управления воздушным движением (см. авиадиспетчер).

Задача системы состоит в таком проведении воздушных судов через зону своей ответственности, чтобы исключить их опасное сближение по горизонтали и вертикали. Вторичная задача заключается в регулировании потока воздушных судов и доведении необходимой информации экипажам, в том числе погодных сводок и навигационных параметров.

Во многих странах СУВД регулируют воздушные суда всех классов - частные, гражданские и военные. В зависимости от каждого конкретного полёта и типа судна СУВД может давать различные инструкции, обязательные к выполнению экипажем этого судна, либо просто предоставлять необходимую полётную информацию (в том числе рекомендательного характера). В любом случае экипаж несёт ответственность за безопасность своего полёта и может отклоняться от полученных инструкций в чрезвычайных ситуациях .

Комплекс управления воздушным движением - совокупность служб, сооружений и технических средств на территории аэродрома , предназначенная для непосредственного обеспечения взлёта , посадки и руления воздушных судов (самолётов , вертолётов и планеров).

1. Служба организации воздушного движения (ОрВД). Рабочие места персонала (диспетчеров управления воздушным движением), оснащённые тем или иным оборудованием (от бинокля и радиостанции до автоматизированных рабочих мест на базе быстродействующих вычислительных комплексов), находятся в здании командно-диспетчерского пункта (КДП), который обычно расположен вблизи перрона в точке с хорошим обзором всего лётного поля, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек и мест стоянок, а на ряде аэродромов - дополнительно в зданиях стартовых диспетчерских пунктов (СДП), расположенных вблизи торцов ВПП.

2. Служба электрорадиотехнического обеспечения полётов - радиотехнические комплексы, позволяющие экипажам воздушных судов вести связь с землёй, определять своё местонахождения в той или иной системе координат и выдерживать заданные траектории маневрирования в районе данного аэродрома, а также заход на посадку, посадку, взлёт и выход из района аэродрома. Обычно включает в себя:

  • радиостанции различных мощностей и диапазонов;
  • радиолокационные станции;
  • наземные компоненты навигационных систем;
  • радиооборудование для захода на посадку.

3. Служба электросветотехнического обеспечения полётов: световое оборудование ВПП и рулёжных дорожек.

4. Метеорологическая служба. Оборудование для наблюдения за фактической погодой на аэродроме с последующей передачей этих данных (посредством радиовещательных передач АТИС , ВОЛМЕТ и по другим радиоканалам) экипажам воздушных судов , производящих взлёт или посадку на аэродроме, и авиадиспетчерам. На небольших аэродромах метеорологическое оборудование (датчики для измерения параметров ветра, горизонтальной видимости, облачности, температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и т. д.) располагаются на метеоплощадке вблизи КДП , а на крупных аэродромах - в нескольких точках лётного поля (у торцов ВПП , вблизи середины ВПП и т. п.).

5. Штурманская служба.

6. Служба аэронавигационной информации.

Важной составляющей информационного обеспечения комплекса управления воздушным движением является Сеть авиационной фиксированной электросвязи (АФТН).

См. также

Ссылки

  • Московский центр автоматизированного управления воздушным движением
  • Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации
  • Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ
  • Вышка управления воздушным движением Международного аэропорта Домодедово
  • ПРИКАЗ РОСАЭРОНАВИГАЦИИ ОТ 26.10.2007 N 105 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗОН, РАЙОНОВ И СЕКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управление воздушным движением" в других словарях:

    - (УВД) в нашей стране организация, планирование, координирование движения воздушных судов, выполняющих полёты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлётно посадочных операций. Конечная цель УВД обеспечение безопасности, регулярности и … Энциклопедия техники

    управление воздушным движением Энциклопедия «Авиация»

    управление воздушным движением - (УВД) в нашей стране — организация, планирование, координирование движения воздушных судов, выполняющих полёты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлётно посадочных операций. Конечная цель УВД — обеспечение безопасности,… … Энциклопедия «Авиация»

    - (УВД) комплекс мероприятий по контролю и управлению движением ЛА в воз д. пространстве в целях обеспечения безопасности и регулярности полётов. УВД в р не аэродромов и на возд. трассах осуществляется сетью наземных диспетчерских пунктов на основе … Большой энциклопедический политехнический словарь

    наземное управление воздушным движением - antžeminis skrydžių valdymas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. airport traffic control vok. Bodenflugsteuerung, f rus. наземное управление воздушным движением, n pranc. contrôle du trafic aérien de sol, m … Radioelektronikos terminų žodynas

    Система и процесс, обеспечивающие порядок и безопасность полетов в диспетчерском воздушном пространстве и обмен информацией между авиадиспетчерами и экипажами воздушных судов с использованием ЭВМ и радионавигационных средств. Управление воздушным … Энциклопедия Кольера

    ГОСТ Р 51504-99: Системы управления воздушным движением и ближней навигации. Сигналы TУ - TC, передаваемые между КПД и средствами УВД и ближней навигации. Состав и основные параметры - Терминология ГОСТ Р 51504 99: Системы управления воздушным движением и ближней навигации. Сигналы TУ TC, передаваемые между КПД и средствами УВД и ближней навигации. Состав и основные параметры оригинал документа: 2.4 диспетчерский комплект ТУ ТС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    В России управление воздушным транспортом находится под контролем государства. Имеются управления по контролю за воздушным транспортом и линейные отделы на авиалиниях в России. Каждая авиакомпания платит налог на диспетчерское обслуживание.… … Википедия

    - (ФАА, Federal Aviation Administration, FAA) агентство Министерства транспорта США, управляющее всеми аспектами гражданской авиации согласно Федеральному акту об авиации от 1958 … Википедия

    Произошёл 15 октября 2009 года в американском городе Форт Коллинз, штат Колорадо, когда Ричард и Маюми Хин выпустили шарльер, наполненный гелием, в атмосферу, а потом утверждали, что на шаре находится их шестилетний сын Фэлкон. В это время СМИ… … Википедия

 
Статьи по теме:
Несколько схем реле времени и задержки выключения нагрузки Реле с выдержкой времени на отключение
Реле задержки времени предназначено для регулировки последовательности работы определённых элементов электрической схемы. В основном такие устройства используются в приборах, где требуется автоматическое выполнение определённого действия через установленн
Виды и устройство регуляторов оборотов коллекторных двигателей Регулятор скорости вращения коллекторного двигателя
При работе с электроинструментом (электродрелью шлифовальным устройством и пр) желательно иметь возможность плавно изменять его обороты. Но простое уменьшение питающего напряжения приводит к снижению развиваемой инструментом мощности В предлагаемой схеме
Сопротивление встречного воздуха
При поездке на велосипеде вокруг тебя нет железной коробки, как при езде на автомобиле, и ты открыт ветру и другим погодным условиям. При катании на велосипеде под тобой нет тяжелого стального корпуса, как при езде на мотоцикле, и ты просто летишь над зем
«…А вдоль дороги – лесорубы с пилами стоят!
Псковскую область с севера на юг пересекает федеральная трасса М-20. Пересекает в кромешной темноте – фонари вдоль трассы не горят. И ладно автомобилисты, они-то как-нибудь доберутся в свете фар из пункта А в пункт Б. А вот люди, живущие в деревнях вдоль