Где применяется катушка с проводом (индуктивность)? Как работает катушка зажигания в автомобиле? Как влияет передаточное число на безынерционных катушках

Б олее чем полвека эволюции карбюраторных бензиновых моторов с контактной системой зажигания катушка (или как ее часто называли шоферы прошлых лет – «бобина») практически не меняла конструкцию и облик, представляя собой высоковольтный трансформатор в металлическом герметичном стакане, заполненном трансформаторным маслом для улучшения изоляции между витками обмоток и охлаждения.

Неотъемлемым партнером катушки был трамблер – механический коммутатор низкого напряжения и распределитель высокого. Искра должна была появляться в соответствующих цилиндрах в конце такта сжатия топливовоздушной смеси – строго в определенный момент. Трамблер осуществлял и зарождение искры, и синхронизацию ее с тактами работы мотора, и распределение по свечам.

Классическая маслонаполненная катушка зажигания - «бобина» (что по-французски и означало «катушка») - была чрезвычайно надежна. От механических воздействий ее защищал стальной стакан корпуса, от перегрева – эффективный теплоотвод через заполняющее стакан масло. Однако согласно малоцензурному в оригинальном варианте стишку «Дело было не в бобине – идиот сидел в кабине…», получается, что надежная бобина таки порой подводила, даже если даже водитель не такой уж идиот…

Если посмотреть на схему контактной системы зажигания, то можно обнаружить, что заглушенный мотор мог останавливаться в любом положении коленвала, как с замкнутыми контактами прерывателя низкого напряжения в трамблере, так и с разомкнутыми. Если при предыдущем глушении мотор остановился в положении коленвала, в котором кулачок трамблера замыкал контакты прерывателя, подающего низкое напряжение на первичную обмотку катушки зажигания, то когда водитель по какой-то причине включал зажигание, не запуская мотор, и оставлял ключ в таком положении надолго, первичная обмотка катушки могла перегреться и сгореть… Ибо через нее начинал проходить постоянный ток в 8-10 ампер вместо прерывистого импульсного.

Официально катушка классического маслонаполненного типа неремонтопригодна: после сгорания обмотки она отправлялась в утиль. Однако когда-то давно на автобазах электрики умудрялись ремонтировать бобины – развальцовывали корпус, сливали масло, перематывали обмотки и собирали заново… Да, были времена!

И лишь после массового внедрения бесконтактного зажигания, при котором контакты трамблера сменились на электронные коммутаторы, проблема сгорания катушек почти исчезла. В большинстве коммутаторов было предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания на включённом зажигании, но не запущенном двигателе. Иными словами, после включения зажигания начинался отсчет небольшого временного интервала, и если водитель за это время не заводил мотор, коммутатор автоматически выключался, защищая и катушку, и самого себя от перегрева.

Сухие катушки

Следующим этапом развития классической катушки зажигания стал отказ от маслонаполненного корпуса. «Мокрые» катушки сменились на «сухие». Конструктивно это была практически та же самая катушка, но без металлического корпуса и масла, покрытая сверху слоем эпоксидного компаунда для защиты от пыли и влаги. Работала она совместно с тем же самым трамблером, и часто в продаже можно было встретить и старые «мокрые» катушки, и новые «сухие» на одну и ту же модель авто. Они были полностью взаимозаменяемыми, соответствовали даже «уши» креплений.

Для рядового автовладельца в изменении технологии с «мокрой» на «сухую» не было, по сути, никаких преимуществ или недостатков. Если последняя, конечно, была изготовлена качественно. «Профит» получали только производители, поскольку изготовить «сухую» катушку несколько проще и дешевле. Однако если «сухие» катушки иностранных производителей автомобилей изначально продумывались и изготавливались достаточно тщательно и служили почти столько же, сколько и «мокрые», советские и российские «сухие» бобины снискали дурную славу, поскольку имели массу проблем с качеством и выходили из строя достаточно часто без каких-либо причин.

Так или иначе, сегодня «мокрые» катушки зажигания полностью уступили место «сухим», а качество последних даже отечественного производства практически не вызывает нареканий.


Были и катушки-гибриды: обычную «сухую» катушку и обычный коммутатор бесконтактного зажигания иногда объединяли в единый модуль. Такие конструкции встречались, к примеру, на моновпрысковых Фордах, Ауди и ряде других. С одной стороны, это выглядело в некоторой степени технологично, с другой – снижалась надежность и увеличивалась цена. Ведь два изрядно нагревающихся узла объединили в один, тогда как по отдельности они и охлаждались лучше, и при выходе из строя того или иного замена обходилась дешевле…

Ах да, еще в копилку специфических гибридов: на стареньких Тойотах нередко встречался вариант катушки, интегрированной прямо в распределитель трамблера! Интегрировалась она, конечно, не намертво, и при выходе из строя «бобину» можно было без труда снять и приобрести отдельно.

Модуль зажигания – отказ от трамблера

Заметная эволюция в катушечном мире произошла в период развития инжекторных моторов. Первые инжекторы имели в своем составе «частичный трамблер» – низковольтную цепь катушки уже коммутировал электронный блок управления двигателем, а вот искру по цилиндрам по-прежнему раздавал классический бегунковый распределитель, приводимый во вращение от распредвала. От этого механического узла стало возможным полностью отказаться, применив комбинированную катушку, в общем корпусе которой скрывались отдельные катушки в количестве, соответствующем числу цилиндров. Такие узлы стали называть «модулями зажигания».

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) содержал в себе 4 транзисторных ключа, которые поочередно подавали 12 вольт на первичные обмотки всех четырех катушек модуля зажигания, а те в свою очередь отправляли искровой импульс высокого напряжения каждая на свою свечу. Еще чаще встречаются упрощенные варианты комбинированных катушек, более технологичные и дешевые в производстве. В них в одном корпусе модуля зажигания четырёхцилиндрового мотора помещается не четыре катушки, а две, но работающие, тем не менее, на четыре свечи. В такой схеме искра на свечи подается попарно – то есть, на одну свечу из пары она приходит в нужный для воспламенения смеси момент, а на другую – вхолостую, в момент выпуска отработавших газов из этого цилиндра.

Следующим этапом развития комбинированных катушек стал перенос электронных коммутирующих ключей (транзисторов) из блока управления двигателем в корпус модуля зажигания. Вынос мощных и греющихся при работе транзисторов «на волю» улучшил температурный режим ЭБУ, а при выходе из строя какого-либо электронного ключа-коммутатора достаточно было заменить катушку, а не менять или паять сложный и дорогущий блок управления. В котором ещё часто прописаны индивидуальные для каждого авто пароли иммобилайзера и тому подобная информация.

Каждому цилиндру – по катушке!

Еще одно типичное для современных бензиновых автомобилей решение в сфере зажигания, существующее параллельно с модульными катушками, – это индивидуальные катушки для каждого цилиндра, которые устанавливаются в свечной колодец и контактируют со свечой непосредственно, без высоковольтного провода.

Первые «персональные катушки» были именно катушками, но потом в них переехала и коммутационная электроника – так же, как это произошло и с модулями зажигания. Из плюсов такого форм-фактора – отказ от высоковольтных проводов, а также возможность замены при выходе из строя только одной катушки, а не целого модуля.

Правда, стоит сказать, что в этом формате (катушки без высоковольтных проводов, монтируемые на свечу) существуют и катушки в виде единого блока, объединенные общим основанием. Такие, к примеру, любят использовать GM и PSA. Вот это воистину кошмарное техническое решение: катушки вроде бы отдельные, но при выходе из строя одной «бобины» приходится менять в сборе крупный и очень дорогой блок…

К чему мы пришли?

Классическая маслонаполненная бобина была одним из самых надежных и неубиваемых узлов в карбюраторном и ранних инжекторных автомобилях. Внезапный выход ее из строя считался редкостью. Правда, ее надежность, к сожалению, «компенсировал» неотъемлемый напарник – трамблер, а позже – и электронный коммутатор (последнее, правда, относилось только к отечественным изделиям). Пришедшие на смену «масляным» «сухие» катушки по надежности были сопоставимы, но все же несколько чаще выходили из строя без видимых причин.

Инжекторная эволюция заставила избавиться от трамблера. Так появились разнообразные конструкции, не нуждавшиеся в механическом высоковольтном распределителе – модули и отдельные катушки по числу цилиндров. Надежность таких конструкций еще более снизилась в связи с усложнением и миниатюризацией их "потрохов", а также крайне тяжелыми условиями их работы. Через несколько лет работы с постоянным нагревом от двигателя, на котором катушки были смонтированы, на защитном слое компаунда образовывались трещины, через них влага и масло попадали на высоковольтную обмотку, вызывая пробои внутри обмоток и пропуски зажигания. У отдельных катушек, которые установлены в свечных колодцах, условия работы еще более адские. Также не любят нежные современные катушки мойку моторного отсека и увеличенный зазор в электродах свечей зажигания, образующийся в результате длительной работы последних. Искра всегда ищет наиболее короткий путь, и нередко находит его внутри обмотки бобины.

В итоге на сегодняшний день наиболее надежной и правильной конструкцией из существующих и применяемых можно назвать модуль зажигания со встроенной коммутирующей электроникой, установленный на двигателе с воздушным зазором и соединенный со свечами высоковольтными проводами. Менее надежны раздельные катушки, установленные в свечных колодцах головки блока, и совсем неудачно, с моей точки зрения, решение в виде объединенных катушек на единой рампе.

Спиннинговая рыбалка напрямую зависит от умений, опыта, и, конечно же, вида и качества снастей, которые используются. Для того чтобы они на все 100% выполняли свои функции необходимо уметь правильно скомбинировать отдельные элементы. В противном случае снаряжение будет работать не совсем корректно, а процесс ловли рыбы вместо удовольствия доставит сплошные неудобства и проблемы. Для рыбалки придется правильно подобрать и скомпоновать такие отдельные элементы как сам спиннинг, катушка для спиннинга с леской и приманка. Если все они подойдут друг к другу по техническим характеристикам, то скомпонованная снасть будет работать корректно и безотказно.

В этом сочетании важнейшим компонентом является катушка, так как именно она выполняет большинство функций. Она должна по всем параметрам подходить под удилище, приманку и вид ловли, который будет осуществляться с ее помощью. Бывалому рыбаку может и не нужна дополнительная информация для покупки, чтобы катушка на спиннинг подошла по всем критериям, но новичку необходимо ознакомиться с рекомендациями, перед тем как сделать выбор.

Классификация рыболовных катушек включает всего три разновидности, которые отличаются как внешне, так и по техническим характеристикам, и применяются спиннингистами в меньшей или большей мере. К ним относятся:

  • Инерционные катушки . Они были популярными в прошлом веке, пока в обиходе не появились более удобные и функциональные безынерционные изделия. Сейчас инерционные механизмы применяются очень редко. Некоторые рыболовы используют их при джиге, объясняя это тем, что используя инерционку можно добиться максимальной чувствительности лески, что позволяет лучше определять поклевку. Основную роль в этом играет способ фиксации лески пальцами при выполнении проводки.

Главным недостатком инерционок является то, что при забросе, когда приманка достигла своей крайней точки и вошла в воду, спиннинговую катушку раскручивает по инерции и дальше. Если ее своевременно не остановить пальцами, то из распущенной лески образовывается пучок, который может запутаться.

Фото 1. Инерционные катушки.

  • Безынерционные катушки сейчас являются самыми востребованными среди рыболовов. Это объясняется простотой в использовании, качеством, функциональностью и универсальностью. Существует несколько подвидов безынерционок, которые подходят для разных способов ловли и всех типов снастей. Некоторые из них можно использовать в комплексе с очень тонкой леской и практически невесомыми приманками, предназначенными для ловли небольших хищников. Есть мощные катушки, способные справляться с большими нагрузками, которые используют в комплексе с толстой и прочной леской.

Безынерционка очень проста в использовании. Перед забросом рыбак откидает шпулю и зажимает леску, чтобы она не раскручивалась. Во время размаха, когда удилище достигнет крайней передней точки, он отпускает палец и леска разматывается вслед за приманкой, которая беспрепятственно и легко летит в нужное место. При достижении приманкой точки соприкосновения с водой леска перестает раскручиваться, а лескоукладыватель возвращается в рабочее состояние. После этого можно выполнять проводку, сматывая леску рукояткой.

Фото 2. Виды безинерционных катушек.

  • Мультипликаторные катушки. Этот вид снастей обладает самой большой мощностью среди всех видов катушек для спиннинга, а также большой дальностью заброса и скоростью сматывания лески. Они подойдут только для опытных рыбаков. Новичку же рекомендуется остановиться на безынерционке.

Фото 3. Для современного мулипликатора нужно специальное крепление.

Основные параметры при выборе катушки

Необходимо ознакомиться и разобраться на нескольких параметрах, так как выбрать рыболовную катушку правильно, не имея о них ни малейшего представления, не получится.

Бывалые рыбаки, как правило, знают, чем отличаются одни изделия от других. Они могут приобретать и пользоваться любым из них. Поэтому следующая информация будет полезна в первую очередь новичкам. Так как выбор снастей, подходящих для неопытных рыболовов небольшой, разберемся, как выбрать безынерционную катушку, которой им будет пользоваться проще всего.

При покупке необходимо обращать внимание на следующее:

  • плавность и легкость хода;
  • размер шпули;
  • вес изделия;
  • механизм укладки лески в катушке;
  • материал изготовления основных элементов;
  • тип рукоятки;
  • дужка лесоукладывателя.

Плавность и легкость хода катушки

Плавность и легкость хода катушки влияет на чувствительность приманки во время ловли. Также от этого зависит, насколько равномерно леска будет наматываться на шпулю. Если этот параметр будет подобран неправильно, и леска будет укладываться неравномерно, то во время рыбалки будет создаваться ощущения частых ложных поклевок. Желание забросить приманку подальше также будет невозможно реализовать.

Механизм во время работы не должен хрустеть и трещать, а отдельные детали должны работать, не задевая друг друга. Очень важно вовремя покупки обратить внимание на гладкость шпули. Необходимо провести пальцем по ее бортику. При наличии зазубрин лучше обойти этот экземпляр стороной.

Размер катушки и шпули

Этот параметр в первую очередь влияет на способность механизма выдерживать большие нагрузки. Также от него зависит, сколько лески, какой толщины сможет поместить в себя шпуля. Измеряется он числами 1000, 2000, 3000 и т.д. Например, катушка с обозначением 3000 вмещает в себя 100 метров лески диаметром 0,3 мм или 300 метров диаметром 0,1 мм.

Для легкого спиннинга и приманки рекомендуется подбирать катушку размерами от 1000 до 2500. В комплексе эти элементы позволят ловить некрупную рыбу без всяких затруднений. Для средних и тяжелых удилищ и приманок подойдут изделия размерами от 3000 до 5000. Более солидные габариты позволят вылавливать хищных тяжеловесов, но они редко используются в спиннинговой ловле . Их чаще покупают для морской рыбалки, троллинга или карпфишинга .

Таким образом, размер всего механизма и шпули влияет на то, на какое расстояние можно забросить приманку и леска какого диаметра будет при этом использована.

Выбор катушки для спиннинга по весу

Понятно, что небольшой вес катушки в какой-то мере дает преимущество. Пользоваться ней немного удобнее. Но с другой стороны легкий механизм сделан не из таких качественных и прочных материалов. Тяжелые же изделия выполнены из металлических и прочных элементов. Поэтому, если отдать предпочтение одному из этих двух показателей, то в жертву придется принести второй. Рекомендуется не гнаться ни за одним, ни за другим, а выбирать среднее и ориентироваться на вес удилища, приманки и размеры рыбы, которую планируется ловить.

Механизм укладки лески

Существуют два вида механизмов, которыми оснащают безынерцинную катушку для спиннинга: с бесконечным винтом (червячная передача) и с кулисой (кривошипно-шатунная).

Качественно выполненные механизмы обоих видов позволяют производить укладку без горбов и борозд. Леска будет ложиться ровно и хорошо.

Выделяют два основных типа намотки лески : прямолинейную и перекрестную. Первый позволяет производить укладку ровно и плотно, и помещать больше лески в шпулю . Недостаток состоит в том, что соседние витки могут цепляться друг за друга и застревать, что негативным образом отразится на качестве заброса.

Этот момент не присутствует при перекрестной намотке, однако количество шнура, которое может поместить шпуля меньшее.

Прямая намотка в свою очередь делится еще на три подвида: прямой конус, обратный конус и цилиндрическая.

При цилиндрическом способе укладки шнур будет ложиться параллельно шпуле. В случае с прямым и обратным конусом намотка будет производиться под небольшим углом.

Материал изготовления основных элементов

От этого напрямую зависит качество и долговечность изделия. Недорогие механизмы, как правило, производятся из дешевых по себестоимости или несложных обработке материалов. В результате получается не совсем качественное изделие, которое не прослужит и двух сезонов.

Добросовестные изготовители при производстве применяют различные металлы, что обеспечивает прочность, надежность и долговечность. Наиболее часто используют титан (для изготовления корпуса), алюминиевые сплавы (для изготовления шпули), сплав из бронзы (для шестеренок), а также сталь и некоторые полимеры.

Фрикционный тормоз

Фрикционный тормоз присутствует во всех видах безынерционных катушек, но он бывает двух типов: передний (рельефная засечка и выемки в передней части шпули) и задний (ручка в задней части катушки).

Задний механизм более тяжелый, габаритный и менее чувствительный. Преимуществом является то, что его легче регулировать во время вываживания. Также шпуля с задним фрикционным тормозом без проблем заменяется другой, если появилась необходимость. Передний фрикцион более чувствителен и легок, но регулировать его сложнее.

Качественный фрикцион должен стравливать леску плавно без каких-либо рывков.

Типы крепления рукоятки

Существуют три типа крепления рукоятки:

  • ввинчивающиеся;
  • крепящиеся при помощи винта;
  • крепящиеся заклепкой.

Явных достоинств и недостатков ни в одного типа нет. Единственное, на что стоит обращать внимание при выборе ввинчивающихся и крепящихся винтом рукояток – это размер резьбы. Если она очень мелкая, есть риск можно сорвать ее при креплении.

Дужка лескоукладывателя

Важно, чтобы она позволяла леске легко сходить со шпули во время заброса и беспрепятственно попадать на наматывающий ролик при блокировке. Нужно проверить этот параметр и только после этого выбрать катушку для спиннинга.

На что еще стоит обратить внимание

Передаточное число обозначает количество оборотов лескоукладывателя при одном обороте рукоятки. Делятся катушки по этому признаку на три типа:

  • Силовые . Количество оборотов лескоукладывателя в пределах 4,0 – 4,7 за один оборот ручки.
  • Универсальные – от 5,0 до 5,5 оборота.
  • Скоростные – от 6,0 до 7,2 оборота.

Выбор механизма по передаточному числу нужно делать, учитывая вид ловли, который планируется осуществлять. Например, силовая катушка подойдет для тяжелого джига при ловле крупных особей. Для ультралайта берут скоростные типы.

Этот параметр не так важен для новичков, как для опытных рыбаков. Если человек имеет только общее представление о спиннинговой рыбалке, то даже вопросов не должно возникнуть, какая катушка ему подойдет. Новичкам нужно брать универсальные изделия.

Количество подшипников решающего значения не имеет. Если их в механизме четыре, то все остальные являются вторичными. Сейчас изделия и худшего качества могут иметь до 12 шарикоподшипников.

Производитель также имеет важное, но не решающее значение. Как правило, при покупке дорогого изделия именитого бренда немалую часть общей стоимости берет на себя именно его название. Поэтому, перед тем как выбрать катушку известной фирмы нужно учитывать, что значительная часть денег уйдет в воздух. Рекомендуется приобретать изделия проверенных производителей из средней ценовой категории.

Как выбрать катушку по тесту?

Довольно часто удилище и катушка покупаются отдельно. И хотя при выборе и первого, и второго соблюдались все рекомендации, оказывается, что они не подходят друг другу и работают некорректно. Поэтому важно разобраться, подходит ли катушка для спиннинга и как выбрать наилучший вариант.

Не стоит заранее расстраиваться, так как выбрать спиннинг и катушку несложно зная их параметры.

  • Спиннинги с тестом 10–12 г оснащаю катушками размерами не больше 2000.
  • При тесте 10–30 г следует ставить катушку от 2000 до 3500.
  • Для спиннингов с большим тестом подойдут изделия размерами от 4000 до 5000.

Зная необходимые параметры, выбор безынерционной катушки для спиннинга будет не таким сложным заданием, как казалось сначала. С ними нужно обязательно ознакомиться перед тем, как подобрать катушку к спиннингу, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своей покупке.

Начинающие спиннингисты часто задают вопрос – чем мультипликаторная катушка отличается от безынерционной, и вообще, что это такое?

Предупреждаем сразу: неопытному рыболову с такого вида катушек начинать не стоит, это всё-таки снасть для профессионалов или хотя бы спиннингистов со стажем. Но особенности её применения знать, конечно, необходимо, чтобы видеть, чему стремиться.

Эволюция рыболовных катушек

В спиннинговой ловле их существует 3 вида:

  • инерционная ; эти катушки появились в качестве снасти раньше остальных и до сих пор с успехом используются; отличаются простотой конструкции с использованием вращающегося барабана, снабжённого тормозом-трещёткой;
  • безынерционная ; здесь леска попросту поэтапно снимается со шпули безо всякого вращения, а, значит, и инерции, создаваемой приманкой при дальнем забросе; долгое время считалась революционным методом спиннинговой ловли;
  • мультипликаторная ; любопытно, что по сути – это возврат к инерционным катушкам, только в более сложном варианте; получилось как бы развитие по спирали.

Безынерционная катушка или мультипликатор

Сегодня этот вопрос встаёт перед многими рыболовами и однозначного ответа не содержит. Каждый из этих видов катушек имеет свои преимущества. У безынерционной снасти они такие:

  • простота заброса, навык приобретается очень быстро;
  • леска редко образует «бороду» даже при дальнем забросе
  • небольшой вес;
  • быстрота подмотки, за один оборот рукоятки можно подмотать до 1 м лески;
  • чувствительность фрикционного тормоза.

Мультипликаторная катушка имеет свои достоинства:

  • заброс с её помощью тоже несложен;
  • такая катушка хороша при применении тяжёлой приманки;
  • позволяет использовать толстую леску;
  • ловля таким способом менее энергозатратна.

Какая катушка лучше

Ещё несколько лет назад обладатели мультипликаторных катушек казались почти инопланетянами, а сама эта снасть – не совсем привычной диковинкой, забавой для чудаков. Сейчас уже не секрет, что этот вид катушек, в сущности, – модифицированная лебёдка .

Чтобы понять, какая катушка лучше – мультипликатор или безынерционная, нужно попросту проверить их в деле , на определённом водоёме и при ловле конкретных пород рыб.

Скажем, если вы идёте на крупную добычу, «мульты» дают чувство уверенности из-за надёжности и простоты конструкции. Считается, что эта катушка выдерживает более серьёзные нагрузки . В этом случае проблема – мультипликаторная катушка или безынерционная, – решается в пользу первой.

Однако с приманками весом меньше 5 гр обращаться с «мультами» не совсем удобно , к тому же многим снасть кажется излишне громоздкой.

Во время решения вопроса, что лучше – мультипликаторная или безынерционная катушка, – многие рыбаки обращают внимание на регулируемую систему тормозов в «лебёдочных» конструкциях . Она вроде бы хорошо и надежно срабатывает, но её приходится подстраивать под каждый вид приманки или рыбы. Не каждому на рыбалке это приходится по душе.

Катушки нового поколения снастей легче. Но безынерционкой пользоваться проще. Мультипликаторы после заброса приходится перекладывать из руки в руку, особенно, если вы – правша.

Подходит ли «мульт» для обычного спиннинга

Ещё одно отличие безынерционной катушки от мультипликаторной – в использовании разных видов спиннинга . То есть обычная снасть для «мульта» непригодна – на таком спиннинге для него слишком много колец. Приходится либо его переделывать (что, в принципе, поможет мало), либо покупать специальный кастинговый спиннинг. Получится немного дороже, но такая снасть уверенно прослужит несколько сезонов.

Нередко один и тот же вопрос приходится слышать от людей, которые только начинают осваивать рыболовное мастерство и задумываются о выборе безынерционной катушки: какое передаточное отношение должно быть у механизма катушки и какой размер шпули подходит для тех или иных способов ловли?

Передаточное отношение обозначает количество оборотов шпули за один полный оборот ручки катушки. Чем больше передаточное число, тем скоростнее катушка, а чем оно меньше, тем мощнее механизм. Скорость подмотки - одна из важных характеристик, которая бывает определяющей в разных способах ловли. Например, при ловле с дальним забросом потребуется скоростная матчевая катушка, чтобы не терять много времени при перезабросе оснастки. Нагрузка на механизм при этом бывает относительно небольшой. Скоростная катушка может пригодиться и при ловле жереха на открытых водоёмах, где требуется дальний заброс и быстрая проводка приманки. Тут подойдут катушки с передаточным отношением от 5,2:1 до 6,2:1. Однако быстрая подмотка лески нужна далеко не всегда. Если вы ловите крупного хищника: щуку, или сома, стоит обратить внимание на катушки с передаточным отношением от 3,6:1 до 4,6:1. При троллинге или ловле на тяжёлые джеркбейты также требуется мощная катушка, поскольку в таких случаях она испытывает серьёзные ударные нагрузки. Для подобной ловли я чаще использую мультипликаторные катушки, которые меньше боятся ударных нагрузок, чем безынерционные. Достаточно универсальными можно считать катушки с передаточным отношением 4,6:1 - 5,2:1.




Размер шпули, так же как и передаточное число, - основополагающая характеристика катушки. У разных производителей есть свои стандарты, но чаще всего на японских катушках встречается маркировка 1000, 1500, 2500 и т. д. , а на европейских - последние цифры артикула или маркировки 20, 25, 30 и т. д. Чем крупнее цифра, тем к более тяжёлому классу относится катушка. На юбке шпули обозначают и её лесоёмкость.

Итак, выбирать катушку нужно в соответствии со способом ловли и классом удилища. Для ультралёгкого и лёгкого класса подходят катушки до 2000 или 20 размера; для среднего - 2500, 3000 или 25, 30; для тяжёлого - 4000 и более. При выборе катушки стоит учитывать и её массу, чтобы вся снасть была сбалансированной. Не стоит ставить катушку 2000 на удилище тяжёлого класса, а 4000 - на лёгкий спиннинг.


Читайте также

Смотрите видео

Ловля леща на донку без течения Ловля леща на донку с лодки известный и широко практикуемый способ ловли. Однако подавляющее большинство рыболовов не представляют себе такую рыбалку без сильного течения, а в качестве снасти используют популярную оснастку под названием «кольцо». Но что делать, если течение на водохранилище постепенно затихает или вовсе отсутствует? Свой ответ даёт Борис Кузнецов, который ловит леща на донку с лодки в водоёме без течения, используя оснастку со скользящим грузилом и одним крючком. А главный секрет успеха нашего эксперты - удочка «Удача» и катушка «Удача» ТМ A-elita.

0 8576

Рыболовный метод сбирулино имеет общие черты со спиннингом и нахлыстом, но в некоторых ситуациях обладает большим преимуществом перед этими видами ловли потому, что дает возможность использовать самый широкий спектр естественных и искусственных приманок и даже миниатюрные твистеры, мушки или стримеры на большой дистанции от берега или лодки. Этот способ применяют как для охоты на хищных рыб, так и для ловли мирных, например, для подачи приманки на поверхности воды при ловле карпа. Сбирулино можно считать одной из самых универсальных снастей. Этот набор элементов для монтажа оснасток легкого сбиро и приманки предназначены для ловли форели и других хищников на коммерческих прудах; окуня, судака, жереха, щуки хариуса, кумжи и других лососевых на реках, водохранилищах и озерах. При ловле щуки необходим поводок из гибкого поводочного материала. Поскольку снасть сбиро в целом очень эластичная, она позволяет использовать достаточно тонкую леску для ловли трофейной рыбы. В большинстве случаев бывает достаточно высококачественной основной монолески диаметром 0,16–0,18 мм и шок-лидера размером в две длины удилища плюс пять оборотов шпули. Диаметр монолески шок-лидера - 0,2–0,22 мм. Основные приемы монтажа снасти и ловли на нее показаны в фильме «Что может сбирулино». Монтаж снасти: Оснастка сбиро состоит из основной лески (в набор не входит), шоклидера (в набор не входит) и элементов оснастки. После намотки основной лески на шпулю безынерционной катушки нужно привязать к основной леске шок-лидер узлом «олбрайт»; Протянут конец лески шок-лидера через поплавок-груз; Нанизать на шок лидер бусину-демпфер; Привязать к концу шок лидера тройной вертлюжок; Привязать к вертлюжку поводок из флуорокарбона (в набор не входит); Прикрепить к концу поводка приманку затяжным или петлевым узлом. Снасть готова.

28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.

 
Статьи по теме:
Продажа вертолетов Bell Радиоуправляемые вертолеты – моделей много, принцип выбора один
США, Япония, Тайвань, Германия и Италия Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки Вместимость : пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H) Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в больше
​Путешествие в страну Дорожных знаков
Главным документом, регламентирующим правила поведения на дороге, является ПДД. Что касаемо детей, то значимым знаком является «Осторожно Дети» 1.23 по ПДД. Соблюдение правил очень важно, поскольку, в противном случае, могут возникнуть непоправимые послед
Транспортные средства: классификация
Таблица 4 Классификационный признак Специальный Специализированный По назначению Пожарный Медицинской помощи Охранный Автокраны Уборочный Самосвалы с навесным оборудованием Фургоны с навесным оборудованием Цистерны Контейнеровозы Мусоровозы
Демонтаж «фартука» приборной панели
Многие автолюбители сталкивались с тем, что на ВАЗ-2114 гасла одна из ламп ближнего света. Почему это случается? Ответ достаточно простой – лампочка перегорела и её необходимо заменить. Многие автомобилисты зададутся вопросом – как это сделать? Достаточно