Манера вождения автомобиля. Секреты экономичного вождения автомобиля. Экономия и стиль вождения

В XX веке автомобиль прочно вошёл в повседневную жизнь большого числа людей. Культура поведения водителей и их эмоциональное состояние стало предметом изучения психологов. В 1985 году доктор Леон Джеймс, профессор психологии университета Гавайев , впервые употребил термин «психология вождения». Джеймс пишет, что у водителей может наблюдаться три уровня эмоционального интеллекта: оппозиционное вождение (агрессивное, предполагающее привычку к дорожному гневу), защитное (стремление быть на чеку, привычка предполагать худшее) и благоприятное (проявление терпимости и снисходительности).

Как это связано с личностными качествами?

Аргентинские учёные Фернандо Пу и Рубен Даниэль Ледесма провели исследование взаимосвязи между личностью и стилями вождения. Они рассмотрели пять черт личности (поиск острых ощущений, агрессия, невротизм, активность, общительность), а также четыре стиля вождения (рискованный, агрессивный, тревожный и осторожный). Оказалось, что люди, которые считают себя агрессивными и жаждущими острых ощущений, чаще всего выбирают рискованный или агрессивный стиль вождения. Невротичные водители зачастую демонстрируют тревожный стиль поведения за рулём. А вот связи таких черт характера как активность и общительность ни с одним стилем вождения не обнаружилось.

Учёные из университета имени Бар-Илана в Израиле в 2011 году опубликовали исследование «Стили вождения и их ассоциации с личностью и мотивацией». В опросе приняли участие 320 водителей (150 мужчин и 170 женщин). Выяснилось, что стили вождения связаны не только с личностными чертами, но и с социально-демографическими. В частности, безрассудный и агрессивный стили вождения используют чаще мужчины, чем женщины. Также соответствующее поведение за рулём, по данным опроса, демонстрируют более молодые водители, открытые к поискам острых ощущений и обладающие более низкими уровнями сознательности и совестливости.

Тревожный стиль вождения свойствен больше женщинам, чем мужчинам. В целом, такие водители отмечают у себя наличие высокого уровня невротизма. Опрос показал, что люди, использующие тревожный стиль, воспринимают вождение как большой риск для жизни и раздражающий фактор.

Осторожный стиль вождения чаще всего отмечали у себя женщины. Зачастую он сопряжён с такими качествами водителя как сознательность и открытость, а также низким стремлением к получению острых ощущений. Респонденты, использующие осторожный стиль вождения, отмечали у себя стремление к получению удовольствия от процесса вождения (особенно среди молодых водителей).

6 типов на дороге

Также о связи между личностными чертами и поведением за рулём АиФ.ru рассказал психолог, транзактный аналитик Станислав Шишканов . Для анализа он использовал классификацию личностей, которая называется Process Communication Model. Она включает 6 типов личностей:

— Первый тип — деятель . Это человек, у которого ключевые потребности заключаются в активности, какой-то движухе, стимулах и в признании его значимости. Соответственно, такой человек выберет модную машину. На дорогах он делает крутые виражи и пренебрегает правилами и удобством других участников движения. Деятель никогда не возьмет на себя ответственность, если на дороге что-то пошло не так, всегда будут виноваты другие. Он очень вспыльчив, ругается, готов даже приманить физическую силу.

Второй тип — логик , человек для которого важна определенность и правила. Он купит машину, которая будет рациональна, например, экономична либо хорошо подходит для тех задач, для которых он её покупает. Он осторожен, соблюдает правила. В трудной ситуации логик будет защищаться, обвинять других в несоблюдении правил.

Следующий тип личности — упорный . Для него важны ценности, убеждения, признание его вклада и его мнения. Такой человек выберет машину в стиле ретро. Он достаточно осторожен, внимателен на дороге. Упорный не будет нарушать правила, так как это не безопасно. В трудной ситуации обвинит других и будет сильно настаивать на своей правоте, этот момент для него принципиален.

Душевный — человек, для которого важны чувства, ощущения, комфорт, позитивное признание его личности. В его машине физически комфортно, ничего не должно отвлекать. Душевный всегда уступит на дороге, его можно подрезать 10 раз, он всё стерпит. Он не нарушает правила и не ездит быстро. В конфликтной ситуации первый возьмет вину на себя.

Мечтатель — личность, для которой важны его личное время и пространство. У него могут быть сложные отношения с автомобилем. С одной стороны, его машина — это его личное пространство, а с другой, — она претендует на его время, ресурсы. Поэтому такие люди не очень любят водить. Если мечтатель всё же заводит машину, для него это не будет очень важным, первостепенным. В трудной ситуации возьмет вину на себя.

Последний тип личности — бунтарь . Его ключевой потребностью является игра. Машина этого человека должна быть прикольная, яркого цвета. Он может нарушать правила, но не как деятель, а для игры, потому что это весело. Если на дороге возникнет конфликт, бунтарь снимет ответственность с себя и будет обвинять других.

Примерно понятие стиля вождения можно определить, как совокупность приемов, признаков и характерных действий водителя при вождении. Стиль вождения складывается из приобретенного опыта, темперамента, настроения водителя и состояния транспортного средства. Каков же Ваш стиль?

Зависит ли манера вождения от настроения?

Да, зависит. Настроение человека представляет собой последствия его самочувствия, состояния в физиологическом и психологическом смысле. Невыспавшийся, раздраженный человек с утра ведет себя соответственно, поэтому и управлять машиной он будет столь же нервно, раздраженно и невнимательно. Чем более активен темперамент, тем больше он отражается на поведении, которое проявляется в стиле, манере управления транспортом.

Для собственной безопасности хорошо научиться оставлять настроение снаружи автомобиля, чтобы оно не влияло на характер движения.

Профессионал или любитель?

Манера вождения зависит от опыта и привычки водителя находиться за рулем с определенной целью. Профессиональный водитель ведет себя на дороге рационально, потому что зарабатывает деньги. Ему не до статуса, впечатления, адреналина. Часто он пренебрежителен по отношению к любителям – в его глазах это дорожное зло, неизбежное, как ямы или люки.

Любители не всегда понимают профессионалов с их привычкой влезать в самые узкие места, не разгоняться и не тормозить резко, никогда не совершать лишних движений. Профессионал чувствует габариты машины как свои плечи, поэтому иногда пролезает там, куда не поедет любитель. Огромный опыт и рациональное отношение к движению могут вызывать раздражение окружающих: «Быстрее не может?!» — но впереди светофор, каждая секунда работы которого известна водителю маршрутки. Быстрее его вам не проехать.

Классика, спорт или агрессия?

Наиболее безопасный для любителя – классический стиль управления. Неторопливые плавные разгоны, скоростной режим, позволяющий уверенно держаться в повороте, разумное использование тормозов, отсутствие лишних маневров и следование правилам – все эти детали сближают классическую манеру с профессиональной. Самые опытные мастера ездят почти классически, их отличает на дороге лишь высокая средняя скорость движения. Автомобиль мастера движется равномерно, но в хорошем темпе, который ощущается по результатам – приезжает он вовремя и безопасно.

Профессионал и мастер вождения спокойно относится к стоянию на светофорах и в пробках. Его автомобиль не дергается перед линией разметки, не ревет двигателем и не пугает пешеходов. Зачем это? — все равно доедем…

Стиль, который называют спортивным, больше всего отличает агрессия, не имеющая отношения к спорту. Масса лишних движений и стремление произвести впечатление – главные признаки такой манеры. Водитель этого типа обычно пренебрежителен, потому что считает всех вокруг просто случайными препятствиями на его ярком пути. Неопытный, но амбициозный водитель, считающий себя спортсменом, крайне опасен непредсказуемостью в решениях. Он легко может принять всех, стоящих на светофоре, за соперников в своей личной гонке и устроить эффектный старт, празднуя победу.

Мастера спортивного вождения ездят очень быстро, но каждый их шаг просчитан до мелочей, поэтому на дороге они совершенно безопасны.

Очень близок к агрессивному высокомерный стиль «золотых» водителей, полагающих, что само их появление на дороге – основание для огромного почтения, поэтому игнорирующих даже очевидные опасности и простую логику.

Вне всяких стилей

Летние водители и новички – особые категории. Первые едут предельно спокойно, совершенно не заботясь о том, чтобы успеть куда-либо. Доехать до дачи и спокойно вернуться – их главная задача, но эта категория может создавать опасность на дороге отсутствием опыта и точным следованием правилам, часто без учета реальной обстановки.

Метания новичка не нуждаются в комментариях – все мы прошли через это состояние.

Проверить себя на агрессивное вождение:

17 / 3.7

Для того, чтобы экономить топливо нужно сначала разобраться, какой вы стиль вождения предпочитаете. Если вы любите и предпочитаете агрессивную манеру езды, то можете забыть о том, что такое экономия. Но если вы все-таки пожертвуете этим, то получите значительно меньший расход топлива автомобиля.

А все из-за того, что даже на одном и том же автомобиле и с тем же самым количеством багажа можно получить разный расход, причём разница эта будет измеряться литрами. А при нынешней , такая экономия будет существенной. Все зависит от того, как вы давите на педаль газа.

Экономия и стиль вождения

Если вы будете использовать определённые правила в езде, то не составит труда уменьшить расход топлива. Основной расход мы получаем в тот момент, когда автомобиль набирает скорость, то есть разгоняется.

Из этого можно сделать вывод о том, что в городе не стоит набирать большую скорость, если вы видите, что вам придется остановиться перед светофором и потом снова разгоняться, «сжигая» бензин впустую. При этом неплохо приучить себя подъезжать к запрещающему сигналу светофора «накатом», что позволит также сэкономить немного горючего.

Видео — как можно сэкономить топливо при эксплуатации автомобиля:

Не стоит также слишком увлекаться перегазовкой при переключении передач: во-первых, это портит саму коробку передач, а во-вторых — сжигает лишнее топливо. Кроме того, не стоит удерживать автомобиль, стоящий на уклоне, сцеплением и педалью газа. Такая привычка приводит к повышенному износу дисков сцепления и дополнительному расходу топлива.

Теперь поговорим о том, как правильно переключать коробку передач (это не касается автоматических трансмиссий). Благодаря этому способу можно так же неплохо сэкономить. Стоит переключать передачи заранее, не доводя стрелку оборотов 3 тысяч оборотов. По факту, желательно переключаться где-то на 2,5 тысячах. Если вы будете двигаться со скоростью 70 км/ч на третьей передаче, хотя давно пора уже было включить четвертую, то перерасход бензина у вас будет колоссальный.

Экономичная скорость

У каждого автомобиля существует оптимальная скорость, при которой он потребляет наименьшее количество топлива. Обычно она колеблется от 90 до 110 километров в час и зависит, в большей части, от двигателя автомобиля. Когда вы передвигаетесь по трассе, то вам стоит просто набрать определённую скорость и поддерживать ее легким нажатие на педаль. снижается в этом случае к самому минимальному, который необходим для работы силового агрегата.

Конечно, весьма серьезным препятствием на пути экономичной езды являются городские пробки. Если вы попадете в пробку, то вы уже никаким способом не снизите расход топлива. Поэтому всегда стоит продумывать свое передвижение по городу для того что бы избежать затора и просто объехать его и, тем самым, сэкономить. В этом может помочь и автомобильный навигатор, в котором предусмотрена функция прокладки маршрута в объезд дорожных заторов.

Качество топлива

Следует отметить, что на расход топлива автомобиля существенное влияние оказывает и . Не стоит заправляться на разных АЗС, лучше выбрать одну, но . При этом в процессе выбора стоит попробовать заправлять автомобиль на разных АЗС и посмотреть на то, как ведет себя автомобиль.

Попробуйте поездить на бензине разных заправочных станций и выберите себе тот, на котором машина лучше всего тянет и двигатель работает тише. Таким образом, можно не только получить дополнительную экономию бензина, но и обезопасить себя от контрафактного топлива, которым богаты просторы нашей страны.

Некоторые водители утверждают, что применение позволяют сократить расход топлива при эксплуатации автомобиля.

Среди 100 эмблем автомобилей мира () найдется много автопроизводителей, которые выпускают экономичные транспортные средства.

При поздках на большие расстояния можно сэкономить на топливе, если проложить оптимальный маршрут —

Видео — как на автомобиле Рено Логан проехать 100 км пути на 3 литрах топлива:

Статья о разных стилях вождения автомобиля и о том, что можно сказать о человеке по его манере вождения. В конце статьи - видео об определении характера человека по стилю вождения машины.


Содержание статьи:

По тому, как ведёт себя человек на дороге, можно сделать определённые выводы о его характере и о том, как он ведёт себя в обычной повседневной жизни. То, как мы ведём себя за рулём, как в миниатюрном зеркале отражает наше поведение в иные моменты нашей жизни.


Дорога за рулём автомобиля – это как маленькая жизнь: в ней всему найдётся место. Со стороны транспортный поток может показаться однообразным, но это впечатление обманчиво и рассеивается после первого же более пристального наблюдения.

Какой-то автомобиль движется излишне осторожно - создаётся впечатление, что водитель «всего боится», и это действительно может так и оказаться. Другой водитель явно ощущает себя «кумом королю и сватом министру», двигаясь по дороге уверено, если не сказать нахально.

Автомобили едут по-разному: кто-то резко срывается с места, живо напоминая видео с ралли «Париж-Дакар», а кто-то размерен и нетороплив, как корабль пустыни.


Если заглянуть внутрь салона различных авто, также окажется, что люди за рулём тоже ведут себя очень по-разному. Кто-то спокойно беседует с пассажиром на отвлечённые темы, не забывая следить за дорогой. Кто-то агрессивно комментирует любое движение руля едущих рядом водителей. Кому-то всё равно, а кто-то взвивается с руганью, даже если его просто попытаются обогнать на светофоре.

Всё описанное разнообразие свидетельствует о том, что за рулём мы такие же, как в жизни. В автомобильном движении присутствует проявление черт характера водителей, постоянно возникают межличностные отношения, а стрессовые ситуации и необходимость быстро принимать решения в условиях напряжённого трафика или высоких скоростей как ничто другое проявляют темперамент.

В современной психологии даже существует целый ряд специальных приёмов, позволяющих разобраться в типе личности пациента путём тестирования его на «дорожно-транспортной тематике»: иными словами, психолог просит ответить на вопросы, связанные с особенностями реакции на различные дорожные ситуации. На основании ответов делаются выводы о личности опрашиваемого.

Как правило, спокойный, едущий по правилам профессиональный водитель не «отложится в памяти»: его поведение лишено яркий индивидуальных особенностей именно в силу его профессионализма. Другое дело – автолюбители. Попробуем разобраться, какие встречаются стили вождения и как они характеризуют человека.


Водитель из категории «повстречаешь – не скоро забудешь». Это люди, которые на дороге крайне агрессивны и зачастую непредсказуемы. Они резко трогаются с места, постоянно перестраиваются из ряда в ряд, им вечно кто-то мешает. Все вокруг такого водителя являются априори виноватыми, зачастую он постоянно нелестно отзывается о водительских способностях попутчиков, комментирует их ошибки, наделяя нелицеприятными эпитетами. Одним словом – агрессор.

По утверждению специалистов-психологов, такая манера езды, как ни странно, свидетельствует о наличии большого количества комплексов и гипертрофированном чувстве собственной значимости. Дорога для таких людей становится ареной, где они доказывают себе и всему миру свою состоятельность. Надо ли говорить о том, что потребность подобных «доказательств» возникает только у тех, кто подозревает, что на самом деле не является такой уж важной шишкой на ладони мироздания?

Как бы то ни было, уверенный в себе водитель никогда не будет практиковать агрессивную манеру езды - ведь он и без этого знает себе цену, а ареной для его самоутверждения являются другие жизненные области и серьёзные сферы деятельности.


На первый взгляд такой водитель едет по правилам, сохраняет скоростной режим, не перестраивается без нужды из ряда в ряд. Но стоит кому-нибудь медленно тронуться перед ним с места на светофоре, попытаться втиснуться впереди него в транспортный поток в пробке или, не дай боже, обогнать на повороте - всё, человека словно подменили. Он ни за что не прощает «ущемления собственных прав»: помешает перестроиться в другой ряд, будет настырно сигналить, принципиально мешать движению.

Как правило, представители такой модели поведения отличаются строгими понятиями дисциплины. Они убеждены, что в жизни всё должно происходить исключительно по правилам, а если кто-то эти правила не соблюдает, его нужно учить тут же, как можно более жёстко и решительно. Девиз этих людей – «делайте что угодно, но по правилам, и, главное, не за мой счёт!» .

Психологи отмечают у этой категории водителей неуступчивый, тяжёлый характер, острое, зачастую гипертрофированное чувство собственного достоинства . Это – люди-перфекционисты, они не терпят сделанных «наполовину» дел, не знакомы с компромиссом в отношении окружающих. Интересно, что к себе самому такой водитель иногда бывает достаточно лоялен и снисходителен: ну подумаешь, немного кому-то помешал, так они же все ещё хуже!


Наверное, каждому водителю хоть раз доводилось встретить на дороге автомобиль, который едет аккурат посередине дороги, мешая манёврам и обгону. Или машину, которая с минимальной скоростью в 40 км/ч «ползёт» в крайнем левом ряду оживлённой трассы.

Водители, которые убеждены, что они на дороге – главные, а остальные просто «погулять вышли», также имеют определённую характеристику психологов.


Специалисты утверждают, что ведущие себя подобным образом водители – это преимущественно «старые динозавры», владельцы «Волги» или добротных «Жигулей». Их отличает низкий уровень социализации, презрение ко всему современному.

Эти водители, как правило, с презрением относятся ко всем владельцам новых импортных автомобилей, завидуют всему новому. Одна их форм проявления такой зависти – демонстрация «своих прав» (ну в самом деле, нет же запрета на движение со скоростью 40 км/час!). Скорее всего, вслух в своей зависти или неприязни к окружающим такие люди не признаются, это не «принципиальные скандалисты». Но вот сделать любое дело «по-своему», чтобы подчеркнуть в собственных глазах свою важность, пусть даже в ущерб окружающим, они вполне способны.


Ещё один типаж водителя также неприятен: это – нахал. Такой припаркует свой автомобиль таким образом, что парочка запаркованных по соседству машин не сможет выпарковаться. Или остановится в крайнем правом ряду, поставит машину на «аварийку» и отправится в магазин, совершенно не заботясь о том, что тем самым практически остановил движение всего правого ряда.

Этим людям глубоко плевать на окружающих, для них существуют только собственные интересы. В жизни рядом с таким человеком неуютно: никогда не знаешь, когда он тебя подставит или предаст. Психологи характеризуют их поведение как эгоистическое, с элементами вызова. Надо ли говорить, что общение с такими людьми вне трассы раздражает так же, как и на дороге: как правило, их стараются игнорировать и держаться от них подальше.


А вот эта категория на наших дорогах, к сожалению, редка. А может быть, просто более неприметна? Ведь в глаза бросаются в первую очередь проявления грубости, хамства, безалаберности. Как бы то ни было, вежливые водители у нас тоже встречаются.

В жизни это, как правило, наиболее адекватные, уравновешенные люди. Они философски воспринимают любые житейские неурядицы, проявляют дружелюбие к окружающим и без страха смотрят в будущее. На дороге такие водители не стремятся к самоутверждению или наказанию других, они просто едут по своим делам.


Манера вождения – это следствие особенностей характера человека . Это особенности формируются постепенно, в течение жизни, и зависят от:
  • семейного воспитания;
  • положения в обществе;
  • наличия опыта и образования;
  • жизненных ситуаций, с которыми довелось столкнуться человеку;
  • особенностей профессиональной деятельности.
Как бы ни пытался человек скрыть свой характер, на дороге он обязательно «вылезет», поскольку трасса – это участок «экстремальности», то есть место, где от водителя требуется скорость в принятии решений, а эта скорость проявляется только тогда, когда решения принимаются под влиянием привычных черт характера и темперамента.

Следует также понимать, что, как правило, ни про одного водителя нельзя сказать, что он соответствует только какому-то одному типажу водителей : как в психологии характер одного человека не похож на характер другого, так и за рулём тип вождения представляет собой своеобразный микс приведённых типажей, который ещё и меняется в зависимости от дорожной ситуации и ряда других обстоятельств.

Видео об определении характера человека по стилю вождения:

Стиль вождения автомобиля это психологический портрет человека за рулем. То есть наблюдая за тем, как автомобилист ведет машину, можно сделать выводы о его психологической устойчивости, о характере, о темпераменте, о моральных качествах. Конечно, личностный портрет каждого водителя сугубо индивидуален. Но по таким параметрам, как маневренность, реакция, темп вождения и другим аналогичным факторам выделяют следующие виды стилей вождения.
Агрессивный стиль вождения. К нему относятся водители которые резко стартуют, тормозят в последний момент, любят поиграть в шашки на дорогах (необоснованные перестроения), постоянно превышают скорость, часто не соблюдают правила дорожного движения. Чаще всего такая манера водить авто присуща начинающим водителям, которые возомнили себя «асами», а также людям с горячим темпераментом. Этот стиль вождения чаще всего приводит к ДТП.
Принципиально правильный стиль вождения. Сюда включаются такие водители, которые не будут уступать другим участникам движения. Люди с таким стилем вождения сознательно идут на конфликт. Для установления справедливости на дороге от них можно услышать громкий сигнал автомобиля, хамские слова и ответную реакцию. Риск транспортных аварий при таком стиле вождения относительно высокий.
Медленный стиль вождения. При такой манере скорость потока автомобилей намного выше, чем скорость данного типажа, да и движения на дороге могут быть абсурдными. Эти водители довольно часто становятся жертвами ДТП.
Женский стиль вождения. Такой стиль может относиться, как к женщинам, так и к мужчинам. Суть данного типа заключается в совершенной не логичности действий и необоснованному поведению за рулем. Иногда может выражаться неуверенность в маневрах при вождении. Данные типажи могут не только стать участниками ДТП, но и получить долю негатива от других участников движения.
Спокойный стиль вождения. Это костяк здорового дорожного движения. Такие люди спокойные и уверенные в своих действиях. Они не создают помех, двигаются со скоростью потока, не наглеют, стараются уступать и пропускать других автомобилистов. Эти водители вежливые на дорогах. И в целом соблюдают основные правила дорожного движения. Сюда относятся стрессоустойчивые, психологически уравновешенные люди, с быстрой реакцией и жизнерадостной позиций в жизни. Естественно, риск попадания ДТП при таком стили вождения будет минимальным.
У каждого из водителей вырабатывается определенные манеры. Но не стоит забывать дорога это целостный механизм. Все автомобилисты являются участниками движения. Соответственно, прежде чем совершить какой либо маневр, необходимо удостовериться, что автомобиль помехи не создает другим участникам. Нужно соблюдать правила дорожного движения. Вежливость на дороге существует, и она начинается с каждого из нас!

 
Статьи по теме:
Продажа вертолетов Bell Радиоуправляемые вертолеты – моделей много, принцип выбора один
США, Япония, Тайвань, Германия и Италия Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки Вместимость : пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H) Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в больше
​Путешествие в страну Дорожных знаков
Главным документом, регламентирующим правила поведения на дороге, является ПДД. Что касаемо детей, то значимым знаком является «Осторожно Дети» 1.23 по ПДД. Соблюдение правил очень важно, поскольку, в противном случае, могут возникнуть непоправимые послед
Транспортные средства: классификация
Таблица 4 Классификационный признак Специальный Специализированный По назначению Пожарный Медицинской помощи Охранный Автокраны Уборочный Самосвалы с навесным оборудованием Фургоны с навесным оборудованием Цистерны Контейнеровозы Мусоровозы
Демонтаж «фартука» приборной панели
Многие автолюбители сталкивались с тем, что на ВАЗ-2114 гасла одна из ламп ближнего света. Почему это случается? Ответ достаточно простой – лампочка перегорела и её необходимо заменить. Многие автомобилисты зададутся вопросом – как это сделать? Достаточно