Патрульный катер проекта 12200 соболь. А.в.карпенко, втс «бастион. Особенности и назначение

В Катера проекта 12200 «Соболь»

В Санкт-Петербурге на ОАО «Морской завод «Алмаз» спущен на воду пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь», построенный для Береговой охраны ФСБ России.

Катер предназначен для действий по вызову и несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления и контроля над соблюдением кораблями и судами установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря.


Это уже 20-й серийный катер этого проекта (заводской № 217), построенный отечественными корабелами.
Головной патрульный катер был построен в 2006.

Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава.
Все устанавливаемое оборудование и применяемые материалы полностью соответствуют лучшим мировым стандартам, применяемым при строительстве высокоскоростных катеров.
Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Технические характеристики:
Водоизмещение: 57.5 т.
Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 5.8 м, осадка — 1.3 м.
Максимальная скорость хода: 48 узла
Дальность плавания: 500 миль.
Автономность: 3 суток.
Экипаж: 6 человек.

Энергетическая установка:
Главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт). Два привода Арнесона ASD14.
Вспомогательная энергетическая установка - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт). Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

Навигационное оборудование:
Интегрированная система навигации ST60,
Система местоуказания VNTsU-UV450,
Система связи и передачи команд.

Вооружение:
-одна 14.5-мм пулеметная установка МТПУ.
Предназначенная для поражения воздушных, береговых и надводных целей. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м.
Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям применяются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ и зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.


-один противодиверсионный гранатомет
-два ПЗРК типа «Игла»

Видео:


НАЗНАЧЕНИЕ

Береговая охрана, поисковые и спасательные операции, охрана рыбных ресурсов, патрулирование и проведение таможенных операций.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн 57
Длина наибольшая, м 27,96
Ширина наибольшая, м 4,4
Высота борта до верхней палубы, м 3,27
Скорость максимальная, узлов 47
Дальность плавания при скорости 40 уз., миль 500
Вместимость топливных цистерн, тонн 6,8
Размещение экипажа, чел. 6
Материал корпуса и надстройки алюминиевый сплав

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт). Два привода Арнесона ASD14.

Вспомогательная энергетическая установка - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт). Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Интегрированная система навигации ST60.
Система местоуказания VNTsU-UV450.
Система связи и передачи команд.

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетно-артиллерийский комплекс "Вихрь-К", включающий:
4 управляемые ракеты "Вихрь";
одну 30 мм атиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
тепло-телевизионную систему и систему управления артиллерийским огнем с системой автоматического сопровождения цели.

14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка, предназначенная для поражения воздушных, береговых и надводных целей.

ОСОБЕННОСТИ

Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

"Мангуст", патрульный катер проекта 12150

Скоростной многоцелевой патрульный катер для действий в прибрежной зоне

История создания

Патрульный катер "Мангуст" пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро "Алмаз" (ЦМКБ "Алмаз", г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" (ССЗ "Вымпел", г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.

Катер пр.12150 "Мангуст" не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.

Назначение

Патрульный катер пр.12150 "Мангуст" предназначен для выполнения задач патрулирования территориальных вод и обеспечения пограничного режима государственно границы, несения таможенной службы, охраны биологических ресурсов в прибрежных районах, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.

Особенности

Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава с внешними обводами в форме "глубокое V" м в сочетании с мощной двигательной установкой обеспечивает движение с высокой скоростью (свыше 50 узлов, около 100 км/ч), хорошую маневренность и управляемость. Переборками разделен на 6 отсеков и остается на плаву при затоплении любого из них. Для предохранения подводной части корпуса от коррозии установлена электрохимическая протекторная защита и окрашена лакокрасочным антикоррозийным покрытием (грунт и краска фирмы "Хемпелс").

Двигательная установка включает 2 дизеля "Звезда" модели M470 (2 дизеля MTU16V2000M90, мощность 2х1343 кВт) мощностью 990 кВт каждый при 1550 об/мин с двумя приводами Арнесона ACD-14. Кроме того, для сохранения высоких ходовых качеств в условиях волнения моря силой до 4 баллов катер оснащен комплексом бортовых интерцепторов. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей катер оснащен дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Навигационно-связной комплекс обеспечивает безопасное судовождение. В его составе имеются РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный компасы, спутниковую систему, лаг, эхолот, а также стационарная и переносная УКВ радиостанции, предусмотрена возможность оснащения радиостанциями КВ диапазона и аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ.

Вооружение катера пр.12150 "Мангуст" может иметь различную комплектацию, которая определяется решаемыми задачами, спецификой применения и заказчиком. Основной вариант предполагает наличие на катере 14,5-мм стационарную тумбовую пулеметную установку, а также 1-2 пулеметов 7,62-мм калибра. Кроме того, по желанию заказчика, на катере может быть установлен ракетный комплекс "Вихрь" с лазерным наведением и дальностью действия до 10 км, а также укомплектован переносным зенитным ракетным комплексом типа "Игла", противодиверсионным гранатометом ДП-64 и гранатометом АГС-17. Дополнительно катер "Мангуст" имеет надувную шлюпка с жестким корпусом и подвесным мотором, а также грузовую стрелу с грузоподъемностью 140 кг.

Модификации

Катер пр.12150В - отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса "Вихрь" в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.

Многоцелевой катер пр.12150М (модификация катера пр.12150) создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.



MULTIPURPOSE EDGE CUTTER «SOBOL» PROJECT 12200

28.06.2011
29 июня 2011 г. на территории ОАО «Морской завод «Алмаз» состоится подписание приёмного акта пограничного сторожевого катера проекта 12200 «Соболь» зав. № 211, спуск на воду «Соболя» зав. № 212 и торжественное собрание, посвящённое церемонии награждения работников завода.

7.06.2012


5 июня 2012 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание приёмного акта пограничного сторожевого катера проекта 12200 «Соболь» (заводской №213), построенного ОАО «Морской завод «Алмаз» для Береговой охраны ФПС ФСБ России, это уже 14-й катер этого типа, переданный Береговой охране отечественными судостроителями

27.08.2012
Во Владивостоке 26 августа состоялась церемония поднятия флага Береговой охраны Федеральной пограничной службы на новом сторожевом катере проекта 12200 «Соболь», он сначала отправится патрулировать акваторию острова Русский, где пройдет саммит АТЭС, а затем заступит на охрану морской госграницы России.

25.04.2013


23.04.13 на территории «Морской завод Алмаз» состоялся спуск на воду пограничного сторожевого катера зав. № 215, проекта 12200 «Соболь» для пограничных служб ФСБ РФ. Катер предназначен для береговой охраны, поисковых и спасательных операций, охраны морских ресурсов, патрулирования и т.д.
25.04.13 состоится спуск на воду пограничного сторожевого катера зав. № 216, проекта 12200 «Соболь» для пограничных служб ФСБ РФ. Катер будет спущен на воду для проведения швартовых, заводских и приемо-сдаточных испытаний.

14.05.2016


В Санкт-Петербурге спущен на воду 23-й пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь». Об этом сообщает портал «Сделано у нас».Судно построено на верфи ОАО «Морской завод «Алмаз» для нужд Береговой охраны ФСБ России, в состав флота которой он будет передан по завершении ходовых испытаний.


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200

4 ноября 2006 года от причальной стенки Судостроительной фирмы «Алмаз» отправился к месту службы в порт Сочи патрульный катер нового поколения «Соболь».
Катер проекта 12200 «Соболь» был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» по заданию морских частей пограничных сил (ПС) ФСБ РФ, эти работы были начаты уже в этом XXI веке. По первым вариантам проекта предполагалось, что катер будет иметь водоизмещение в 43 тонны, полную скорость хода около 45 узлов, дальность плавания при скорости 20 узлов – 500 миль, экипаж из 7…9 человек. Сразу в качестве материала корпуса использовали коррозионностойкие алюминево-магниевые сплавы. Для обеспечения комфорта экипажа жилые и служебные помещения оборудовались системой кондиционирования воздуха. Так же на катере предусматривалось оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды. В зависимости от требований заказчика «Соболь» предлагалось вооружать легкими артиллерийскими системами калибра 20-30-мм и пулеметами. Оно могло состоять из одной 20-мм (или 30-мм) пушки, двух 12,7-мм пулеметов. Кроме этого на катере размещалась навигационная РЛС и другое навигационное оборудование.


Модель катера проекта 12200 с ракетным комплексом «Вихрь-К» (А.В.Карпенко)

В ноябре 2002 года на Международной выставке «Интерполитех» Судостроительная фирма «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз» представили сторожевой катер нового поколения «Соболь», тогда же заканчивалась разработка его технического проекта. По мнению многих экспертов, катер проекта 12200 может оптимально вписаться в структуру и стать одной из основных боевой единицей для морских частей ПС на период до 2015 года.
Первые варианты катера проекта 12200 можно было увидеть в виде модели на 1-м и 2-м Международных военно-морских салонах (МВМС) в Санкт-Петербурге, прошедших летом 2003 года и 2005 года. Согласно проекта, на корме или на носу этого корабля может быть установлен пулемет или скорострельная пушка, применять их можно при волнении до 3-х баллов. Однако основное вооружение представленной модели состояло из носовой ракетно-артиллерийской системы «Вихрь-К», состоящей из 30-мм скорострельного автомата АК-306 с боезапасом на 500 выстрелов и четырех ракетных контейнеров с ПТРК «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км, кормовой 14,5-мм морской турельной пулеметной установки МТПУ с крупнокалиберным пулеметом КПВТ, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей, так же побортно могут быть установлены 30-мм автоматический гранатомет типа АГС-17 и 7,62-мм пулемет.
Для управления ракетным комплексом на крыше ходового мостика установлена оптико-электронная многоканальная (тепло-телевизионная) система, аналогичные используются на новых типах российских боевых вертолетов. Для удобства работы экипажа и защиты винтов в корме размещалась откидная решетчатая площадка, здесь же устанавливалась надувная резиновая моторная лодка с мотором. На ней могут осуществляться досмотровые операции.
Придание кораблям малого водоизмещения и катерам возможности применения управляемого ракетного оружия очень заманчиво для проектантов. Поэтому предложения тульского КБ приборостроения по совмещению в одной установки артиллерийской системы и противотанкового комплекса оказалось очень привлекательным для фирм-разработчиков боевых кораблей и катеров.
По заявлению разработчика, уникальные свойства комплекса «Вихрь-К», превосходящего все известные мировые аналоги, наиболее эффективно реализуются при оснащении им маневренных и быстроходных надводных кораблей, выполняющих таможенные и патрульные операции по охране побережья и территориальных вод. Комплекс позволяет вести стрельбу залпом из двух ракет. Как первоначально предполагалось одним из носителей комплекса «Вихрь-К» должен был стать быстроходный глиссирующий катер проекта 12150 «Мангуст В», модель которого также демонстрировалась на МВМС-2003. Но пока построенные катера этого проекта оснащаются только пулеметными установками. Здесь необходимо отметить, что другой российский разработчик коломенское КБ машиностроения для вооружения катеров предлагает ПТРК «Штурм-К» с дальностью стрельбы до 6 км, который уже прошел морские испытания на патрульном катере ПК-500 проекта 14310 водоизмещением в 120 т.


Строительство катера (А.В.Карпенко)

Вроде бы казалось заметные преимущества дающиеся при установке ПТРК на катера должны способствовать продвижению этого вида оружия на рынке морских вооружений, но конкурентная борьба между разработчиками и значительное увеличение стоимости построенных катеров не способствуют этому. В большей степени это касается кораблей и катеров, строящихся для российского ВМФ и морских пограничных частей. Где и так наблюдается значительный дефицит в средствах финансирования, и часто более дорогие системы оружия заменяются на достаточно скромные по возможностям. Как пример, это история с патрульными катерами проекта 10410, где 76-мм артустановки АК-176 заменили 30-мм автоматами АК-306.
При поставки на экспорт «Соболь» оборудуется навигационной интегрированной система навигации ST60, системой местоуказания VNTsU-UV450, система связи и передачи команд.
Энергетическая установка в первоначальном виде включала главные двигатели — 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт), два привода Арнесона ASD14, вспомогательную энергетическую установку — 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт)., аккумулятор 12/24 В. Вместимость топливных цистерн рассчитана на 6,8 тонн., что обеспечивает дальность плавания в 500 миль. На катере предусмотрена система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Первоначально планировалось построить катер проекта 122200 на собственные средства предприятия СФ «Алмаз», с тем, чтобы передать его в ФПС РФ с дальнейшей расплатой в рассрочку в течении двух лет. Но в дальнейшем по контракту стоимостью свыше 3 млн. долларов с морскими частями пограничной службы ФСБ РФ СФ «Алмаз» приступила к строительству патрульного катера проекта 12200 «Соболь» (зав. №501). Торжественная церемония его закладки состоялась 24 января 2003 года. Из-за финансовых проблем строительство затянулось, первоначальный срок выполнения контракта — третий квартал 2004 года был сорван.
Но все-таки строительство продолжалось и в конце сентября 2006 года патрульный катер проекта 12200 «Соболь» был спущен на воду, затем прошел испытания и в октябре 2006 года он был передан заказчику, а в начале ноября ушел на место постоянной службы. Вооружение построенного корабля существенно отличается от заявленного на МВМС-2003. Установку «Вихрь-К» и оптико-электронную систему не установили, вместо этого катер оборудовали второй – носовой МТПУ калибра 14,5-мм. Катер так же оснащен современными средствами радиосвязи и навигационного вооружения российского производства, радиолокационные станции поставлены фирмой «Горизонт».
Патрульный катер проекта 12200 водоизмещением в 57,5 тонн предназначен для охраны государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений, а также контроля экономической зоны государства и обеспечения сохранности природных ресурсов. Он может использоваться для береговой охраны, поисковых и спасательных операций, охраны рыбных ресурсов, патрулирования и проведения таможенных операций.
Основные характеристики катера — высокая скорость и современное вооружение — позволяют выполнять функции не только патрульного судна, но и судна-перехватчика предназначенного для задержания, досмотра и конвоя судов нарушителей.
На этом катере для повышения его ТТХ применены сразу два новых технических решения: комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ) и движительный комплекс, состоящий из приводов Арнесона с ЧПГВ. Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы. Применение этих новых техниче¬ских решений обеспечит катеру очень высокие скоростные и мореходные ка¬чества, хорошую управляемость и малую осадку.
КАУИ на катере используется по инициативе ЦМКБ «Алмаз». До этого сначала аналоговая «Иолит», затем цифровая «Иолит-М» система автоматического управления интерцепторами была применена на катере проекта 14310 «Мираж», обе системы разработаны в НПО «Аврора». Цикл работ «Создание и внедрение на быстроходных судах не имеющей аналогов в мире системы днищевых интерцепторов, обеспечивающей существенное снижение их сопротивления движению и умерение килевой и бортовой качки» отмечен премией Правительства РФ в области науки и техники за 1997 год.






«Соболь» на заключительной стадии постройки (А.В.Карпенко)

В настоящее время коллектив ЦМКБ «Алмаз» ведет работы по внед¬рению КАУИ на катерах и кораблях проектов 12200 «Соболь», 12300 «Скорпион»,12418, 12421 и других. Принципиально новая система автоматически управляемых интерцепторов на катере проекта 12200 существенно снижает амплитуду бортовой качки (как ранее заявлялось уровень качки корабля снижается в два раза), катер способен выходить в море при волнении до 5-ти баллов, применять оружие до 3-х баллов и развивать скорость до 48-50-ти узлов. Управление системой осуществляется с пульта САУ при помощи гидропривода.
Благодаря своим мореходным качествам и оснащению, «Соболь» способен заменить целый ряд имеющихся на вооружении пограничных катеров. Его отличает оригинальная конструкция корпуса из прочного и легкого алюминиево-магниевого сплава, дизельная установка из двух дизелей общей мощностью 3620 лошадиных сил.
В составе экипажа предусмотрено шесть человек; автономность плавания — трое суток, дальность плавания экономическим ходом (31 узел) при полном запасе топлива — 525 миль, дальность плавания экономическим ходом при наибольшем запасе топлива — 800 миль.
На катере используется интегрированная мостиковая система (ИМС), разработанная по ТТЗ ЦМКБ «Алмаз» в НПО «Горизонт». Это предприятие уже создало для катеров проектов 14310 и 10410 данного проектанта аналогичные системы. Однако первые попытки внедрения ИМС в 1993-1994 гг. были не удачными, на это повлияла система заказов и отсталая электронная база оборудования. Но ситуация качественно изменилась в конце 1990-х годов в связи с переходом на преимущественно цифровые методы получения и обработки информации, унифицированные протоколы обмена информацией, внедрением сетевых технологий, появлением компактных, надежных и высокоинформативных средств индикации.


МТПУ (А.В.Карпенко)

Ранее судостроительная фирма «Алмаз» совместно с пограничной службой ФСБ РФ планировала продемонстрировать катер проекта 12200 на третьем Военно-морском Салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге в 2007 году. Но сегодня, в связи уходом катера на службу в акватории Черного моря, этого вероятно не произойдет. Однако в период с 17 по 20 октября этого года «Судостроительная фирма «Алмаз» приняла участие в Х международном форуме Interpolitex – 2006, где представила патрульный катер проекта 12200 «Соболь». За участие в этой выставке и завершение строительства патрульного катера проекта 12200 СФ «Алмаз» была награждена специальным дипломом морских частей пограничной службы ФСБ РФ.
В конце октября, по словам генеральный директор СФ «Алмаз» Леонида Грабовца, катер проект 12200 «Соболь» при посещении предприятия был представлен делегации министерства обороны Республики Сингапур во главе с министром Тео Чи Хинном. Грабовец отметил, что делегация Минобороны Сингапура очень заинтересовалась этим проектом. Кроме того, по заявлению Леонида Грабовца, судостроительная фирма «Алмаз» получила заявку от Казахстана на строительство патрульного катера проекта 12200 «Соболь».
Есть благоприятные надежды и в Российской Федерации для катеров проекта 12200, по заявлению директора по маркетингу судостроительной фирмы «Алмаз» Сергея Галиченко серия катеров «Соболь» для пограничников по плану будет состоять из 5 единиц.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн – 55 — 57
Длина наибольшая, м — 27,96,
Ширина наибольшая, м — 5,82,
Высота борта до верхней палубы, м — 3,27,
Энергетическая установка:
Главные двигатели — 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт).
Два привода Арнесона ASD14.
Вспомогательная энергетическая установка — 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт).
Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Скорость максимальная, узлов – 47-50,
Дальность плавания при скорости 40 уз., миль – 500 — 510,
Автономность, сут. до 3
Мореходность, баллов до 5
Вместимость топливных цистерн, тонн — 6,8,
Экипаж, чел. – 8,
Материал корпуса и надстройки — алюминиевый сплав.

ВООРУЖЕНИЕ

1х1 – 14,5 мм пулемёт КПВ на тумбовой установки (1000 патронов).
1х1 — 30 мм автоматический гранатомёт «Пламя».
2 переносных ЗРК «Игла-1».
НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Интегрированная система навигации ST60,
Система местоуказания VNTsU-UV450,
Система связи и передачи команд.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН»

Особенности и назначение

Береговая охрана, поисковые и спасательные операции, охрана рыбных ресурсов, патрулирование и проведение таможенных операций. Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, тонн – 57,
Длина наибольшая, м - 27,96,
Ширина наибольшая, м - 4,4,
Высота борта до верхней палубы, м - 3,27,
Скорость максимальная, узлов – 47-50,
Дальность плавания при скорости 40 уз., миль – 500,
Вместимость топливных цистерн, тонн - 6,8,
Экипаж, чел. – 6,
Материал корпуса и надстройки - алюминиевый сплав.

Энергетическая установка:

Главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт). Два привода Арнесона ASD14.

Вспомогательная энергетическая установка - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт). Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

Навигационное оборудование:

Интегрированная система навигации ST60,
Система местоуказания VNTsU-UV450,
Система связи и передачи команд.

Вооружение:

Ракетно-артиллерийский комплекс "Вихрь-К", предназначенный для поражения надводных целей (сторожевые корабли, катера), неподвижных и движущихся наземных бронированных и небронированных целей (танки, БМП, БТР), а также инженерных сооружений (дот, здания, мосты, переправы и др.) и воздушных целей (вертолеты и самолеты), включает в себя:
- 4 управляемые ракеты "Вихрь" (дальность поражения до 10 км);
- одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами (дальность поражения до 4 км);
- тепло-телевизионную систему и систему управления артиллерийским огнем с системой автоматического сопровождения цели.

14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка, предназначенная для поражения воздушных, береговых и надводных целей. ПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям применяются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ и зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

Головной патрульный катер проекта 12200 был построен в 2006 (№200) г. и сдан на год в опытную эксплуатацию Погранслужбе ФСБ РФ. По результатам его испытаний было принято решение о запуске "Соболя" в серию из 30 единиц. В 2008 году был построен первый заводской катер данного проекта - заводской № 201. В 2009 году построено 6 штук - заводские №№ 202-207. В 2010 году были спущены на воду еще 2 катера проекта 12200 - №№ 208 и 209 и заложено ещё 3 катера № 210-212. Это на Санкт-Петербургском «Алмазе», в 2010 году должны были заложить ещё два катера во Владивостокской «Восточной верфи». Черноморский флот получил 5 единиц, Балтийский флот – одну, для ТОФ строят два катера.

Сторожевой катер (СТК) - класс быстроходного, маломерного боевого корабля (боевого катера), предназначенного для выполнения таких задач, как: охрана государственной границы, несение дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне, артиллерийская борьба с торпедными, сторожевыми и артиллерийскими катерами противника. Обычно обладают артиллерийским вооружением.

В РФ можно выделить следующие современные виды сторожевых катеров:

Пограничные сторожевые катера проекта 12200

Это серия патрульных катеров, строящихся для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Катер предназначен для перехвата быстроходных целей, охраны прибрежной зоны, обеспечения сохранности природных ресурсов, охраны прибрежных коммуникаций, судов, искусственных сооружений. В целях унификации катера проекта 12200 в перспективе заменят катера всех остальных проектов аналогичного класса, состоящих на вооружении БОХР ПС ФСБ России. Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.

Сторожевые катера проекта 10410

Сторожевые катера проекта 10410 «Светляк» (по классификации НАТО Svetljak) - серия советских и российских пограничных сторожевых катеров (ПСКР). Спроектированы в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Производятся ОАО «Восточная верфь» (Владивостокский судостроительный завод, завод № 639), Ярославским судостроительным заводом и петербургской судостроительной компанией «Алмаз». Оптимальные обводы корпуса в сочетании с автоматизированной дизельной установкой позволяют получить простой и экономичный в эксплуатации корабль, имеющий высокую скорость полного хода - свыше 30 узлов и большую дальность плавания экономическим ходом - 2200 миль. Наличие на его вооружении высокоэффективных артиллерийских систем калибра 76,2 мм и 30 мм дают ему преимущество перед аналогичными по водоизмещению кораблями, вооруженными артиллерийскими системами фирм «ОТО Мелара», «Бофорс» и другими. Катер предназначен для несения службы в пограничной службе ФСБ РФ, контроля государственной границы, соблюдением иностранными судами экономической зоны страны, охраны природных ресурсов в пределах этой зоны, охраны прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защиты судов от нападения диверсантов-террористов, а также отражения вооружённого нападения воздушного и подводного противника - подводных лодок и пловцов.

Сторожевые катера проекта 1400

Сторожевые катера проекта 1400 / 1400М типа «Гриф» (классификация НАТО: англ. Zhuk class) - патрульные катера, состоящие на вооружении Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, ВМС Украины и военно-морских сил других стран. Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. Катера также выполняли поисково-спасательные операции, занимались обслуживанием средств навигационной обстановки, экологическим контролем и лоцманской службой. Катер имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулемётная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в кормовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Корпус проектировался клёпаным из алюминиевого сплава марки В48-4Т1. Головной катер строился на ПО «Алмаз» в 1968 году, там же были построены ещё три катера установочной серии. Массовое производство для пограничников было развёрнуто в 1969 году на Феодосийском ПО «Море» (всего там было построено около 30 катеров). С 1974 года строились экспортные катера проекта 1400-Э, а с 1976 года и проектов 1400-М и 1400-МЭ. Всего с 1969 по 1991 годы на ПО «Алмаз», ПО «Море» и Батумском ССЗ было построено около 300 катеров. На Украине их строительство продолжалось и в 1990-х годах. Существуют также их модернизации: 1400-Э, 1400-М и др.

 
Статьи по теме:
Проверка рабочей тормозной системы
Нормативы эффективности торможения рабочей и аварийной тормозных систем, соответствующие СТБ 1641-2006, приведены в таблице: Таблица. Нормативы эффективности торможения транспортных средств рабочей и аварийной тормозных систем при проверках на стендах
Транспондеры: какой выгоднее?
9 января 2018 года по некоторым маршрутам платной дороги М-11 Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км, строительство и эксплуатация которого осуществляется в рамках концессионного соглашения, меняется стоимость проезда. Для легкового транспорта основны
Микросхема MC34063 схема включения
Для питания портативной электронной аппаратуры в домашних условиях зачастую используют сетевые источники питания. Но это не всегда бывает удобно, поскольку не всегда по месту использования имеется свободная электрическая розетка. А если необходимо иметь н
Как своими руками сделать педаль джимми хендрикса
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена примочкостроительству целиком и полностью. После её прочтения, ты сможешь с закрытыми глазами левой пяткой правой ноги собрать свой первый рабочий девайс. Ну или почти.У вопроса «Что заставляет гитариста взять