Техническое описание Хоукер «Харрикейн Mk I. Техническое описание Хоукер «Харрикейн Mk I «Hurricane» Мк.IIВ с подвешенными авиабомбами

«Харрикейн», как истребитель ПВО

В начале 1942 года «Харрикейны» начали поступать на вооружение частей ПВО, в первую очередь ПВО Москвы и североморских портов.

В марте 1942 года сформировали 122-го НАД ПВО Мурманска, целиком оснащенную «Харрикейнами» (767-й, 768-й и 769-й ИАП). Дивизией командовал полковник А.И. Швецов, задачей дивизии была защита от авиации противника Мурманска и кировской железной дороги на участке Мурманск-Тайбола и Боярская-Беломорск. Первые вылеты дивизия совершила в марте 1942 года. Например, 23 марта в районе Мурманска четыре «Харрикейна» из 768-го ИАП атаковали группу из 8 Bf 109 и сбили один «мессер». 24 марта звено из 769-го ИАП перехватил восемь Ju 87, шедших бомбить порт в сопровождении десяти Bf 109. Два пикировщика удалось сбить, а остальные сбросили бомбы в тундру и повернули назад.

«Харрикейны» 122-й дивизии не только прикрывали Мурманск и железную дорогу, но иногда совершали вылеты в интересах Северного и Карельского фронтов, прикрывая сухопутные части и сопровождая бомбардировщики. 5 апреля 1942 года группа из семи СБ-2 80-го БАП и семи Пе-2 из 608-го БАП вылетела бомбить аэродром Тикшаозеро. Их сопровождали 14 истребителей из 767-го и 609-го ИАП. Немецкая радиоразведка засекла переговоры экипажей, в результате захватить противника врасплох не удалось. В 15 километрах от цели группу перехватили немецкие истребители. «Харрикейны» и ЛаГГи вступили в бой и не допустили немецкие истребители к своим бомбардировщикам. На земле удалось уничтожить четыре самолета. Еще семь было сбито в бою. Потери советской стороны составили шесть истребителей и один СБ.

Главной задачей 122-й ИАД была все же защита Мурманска. Ранним утром 23 апреля в районе мыса Мишуков истребители 122-й ИАД вместе с истребителями Северного Флота перехватили группу пикировщиков Ju 87 в сопровождении Bf 109 и Bf ПО. Прорваться к «штукам» не удалось. Младший лейтенант С.П. Негуляев из 769-го ИАП таранил один Bf 109 и погиб при этом сам. Жертвой Негуляева стал обер-фельдфебель Флориан Зальвендер, один из опытнейших пилотов из 6./JG 5, имевший на боевом счету 24 победы.

Бои над Мурманском в мае-июне 1942 года носили ожесточенный и кровопролитный характер. Обе стороны несли потери. Патрулируя воздушное пространство над Мурманском, 1 июня звено 768-го ИАП перехватило восемь Ju 87 и четыре Bf ПО, шедших на высоте 2000 м. Старший политрук А.В. Борисов повел свое звено в атаку. С дистанции 800 м Борисов выпустил четыре ракеты. Залп достиг цели. Один Ju 87 был сбит, а остальные повернули назад. Начался бой с Bf ПО. Борисов вместе со старшиной И.Ю. Ивановым сбили один вражеский истребитель. Остальные Bf 110, ушли в пике, и, набирая скорость, скрылись за линией фронта.

12 июня четыре «Харрикейна» также из 768-го полка, ведомые капитаном М.Г. Шмыгиным, обнаружили в районе Мурманска семь Ju 88, шедших на высоте 4000 м. Шмыгин в первом заходе выпустил ракеты, но они прошли мимо цели. Немецкие бомбардировщики, обнаружив угрозу, попытались уйти со снижением.

Истребители разбились на пары и сбили два Ju 88. 17 июня пять «Харрикейнов», ведомых лейтенантом Нижником, сбили четыре Ju 87 из 15, бомбивших город.

Пилоты 122-й НАД в июне 1942 года провели 40 воздушных боев и сбили 28 самолетов противника, потеряв 14 машин. Всего за 1942 год дивизия сбила 88 вражеских машин.

В 1943 году интенсивность немецких налетов на Мурманск уменьшилась. 11 марта 1943 года «Харрикейны» 122-й НАД сбили два немецких самолета, а 27 марта старший лейтенант Николаев из 768-го ИАП таранил еще одну вражескую машину.

122-я НАД получала пополнения в личном составе и самолетах. Пилоты набирались боевого опыта. Если летом 1942 года в дивизии было всего 37 боеготовых пилотов, в том числе 11 обученных летать ночью, то в 1943 году дивизия располагала уже более 60 летчиками, из которых ночью умели летать 40. Кроме того, в 1943 году полки дивизии стали поочередно переходить на советские истребители Як-7 и американские Р-40Е. 767-й и 769-й ИАП летали на «Харрикейнах» до осени 1943 года.

«Харритон», вид спереди. Один из вариантов схемы вооружения, отрабатывавшихся в НИИ ВВС. Самолет несет шесть ракет РС- 82, две 100-кг бомбы, две 20-мм пушки ШВА К и два 12,7-мм пулемета. Обратите внимание на нижнюю поверхность левого крыла, где видна закрашенная английская кокарда.

Пара Mk IIB выруливает на старт, зима 1942/43. Возможно самолеты имеют двухцветные коки винта, а у машины на переднем плане еще имеется полоса на хвостовой части фюзеляжа.

Кроме системы ПВО Мурманска, «Харрикейны» защищали с воздуха и другой важный порт – Архангельск. В районе города действовал оснащенный «Харрикейнами» 730-й ИАП ПВО, входивший в состав 104-й ИАД. Порт Архангельск мог принимать суда только летом, поэтому основные события развернулись там с открытием навигации.

Ожесточенные бои продолжались до конца августа, когда немецкая авиация провела несколько массированных налетов на порт. В ночь с 24 по 25 августа перехватить противника не удалось. 42 Ju 88 беспрепятственно отбомбились, вызвав в городе большие пожары. В ночь с 31 августа на 1 сентября самолеты 104-й ИАД поднялись на перехват. Из 35 Ju 88 на город прорвалось только 15 машин.

25 сентября для усиления ПВО Архангельска 104-й ИАД оперативно подчинили авиационную группу Северного флота, насчитывавшую 37 истребителей, в том числе восемь «Харрикейнов» 27-го ИАП.

Кроме Москвы и северных портов «Харрикейны» действовали в системе ПВО Ленинграда. Первым английские истребители получил 26-й ГвИАП майора Петрова. К 6 ноября 1942 года в полку было 20 «Харрикейнов», а также три И-16 и шесть МиГ-3. Личный состав полка быстро освоил новую технику. Уже 15 ноября 1942 года майор Молтенинов вылетел ночью на перехват одиночного Не 111 и сбил его к югу от Ленинграда. Позднее полк вылетал не только для защиты Ленинграда, но также прикрывал действия наземных частей и сопровождал бомбардировщики.

26 апреля 1943 года 26-й ГвИАП получил еще восемь «Харрикейнов». На которых уже стояло советское вооружение, а 6 мая полк получил еще десять английских истребителей, оснащенных радарами СОН-2 и «Редут». С этого дня полк был целиком укомплектован «Харрикейнами», но вскоре начал получать и «Спитфайры». Среди пилотов полка сражался Герой Советского Союза Н.Г. Щербина.

В октябре 1942 годи «Харрикейны» появились в небе над Сталинградом. Десять таких истребителей находилось в составе 269-го ИАП, входившего в состав 102-й НАД ПВО. В числе этих машин было и несколько «Харрикейнов Mk ПС». В апреле 1943 года на фронт прибыли 933-й и 934-й ИАПы, также летавшие на «Харрикейнах». Большинство машин в этих полках составляли «Харрикейны Mk IIС», но среди них было несколько машин с 40-мм пушками. Поскольку к весне 1943 года фронт далеко удалился от Сталинграда, столкновения с противником стали редки. «Харрикейнам» 102-й НАД часто приходилось конвоировать правительственные поезда. 23 мая четыре «Харрикейна» 233-й ИАП, который к тому времени входил в состав 144 н НАД ПВО, повредили Fw 200, а когда немецкий самолет сел в степи, расстреляли его, чем помогли подоспевшим к месту событий подразделениям НКВД ликвидировать всех летевших на самолете диверсантов.

В начале 1943 года «Харрикейны Mk ПС» поступили в 964-й ИАП майора А. Тарасова (130-й ИАД ПВО Ленинграда). С июня 1943 года полк действовал на Волховском фронте, где прикрывал с воздуха Ладогу, станцию Мга и «дорогу жизни», по которой снабжался блокированный Ленинград. 21 июня два «Харрикейна» сбили над Ладогой четыре Ju 87, а 13 июля пара «Харрикейнов» перехватило над озером группу Ju 88 и сбила один самолет.

В конце 1943 – начале 1944 года «Харрикейны» получил 439-й ИАП из 147-й ИАД ПВО, защищающий Ярославль. В составе полка кроме английских истребителей было еще девять испанских летчиков. До конца 1943 года немецкая авиация все еще совершала налеты на Ярославль. В ходе одного из таких налетов пилоты полка сбили два Ju 88, причем одного из немцев таранил Николай Кадыров. В том же бою был сбит командир эскадрильи старший лейтенант Пронин.

Выставка вооружений под Ленинградом, организованная после войны. «Харритон» несет типичные обозначения. Киль и кок винта белые – элементы быстрой идентификации. За кабиной или гвардейская эмблема или орден Красного Знамени. На заднем плане Як-3.

Пилот занимает место в кабине «Харритона», южный фланг Восточного фронта.

Из книги Лаптежник против «черной смерти» [Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны] автора Зефиров Михаил Вадимович

Истребитель ПВО Летом 1941 г. линия фронта стремительно откатывалась на восток. В первые месяцы войны жителям Воронежа, где располагался авиазавод № 18 «Знамя труда», еще казалось, что война где-то далеко за горизонтом, однако с падением Киева и разгромом советского

Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ИСТРЕБИТЕЛЬ Ла-5 Создан С.А. Лавочкиным в 1942 году. Всего выпушено 10 тысяч истребителей.Основные тактико-технические характеристики. Начал выпускаться в 1942 г. Двигатель – АШ-82. 1300 л.с. Размах крыла – 9,8 м. Плошадь крыла – 17,59 кв.м. Длина – 8.67 м. Вес взлетный – 3265 кг. Скорость

Из книги Утерянные победы советской авиации автора Маслов Михаил Александрович

Истребитель ИП-21 Авиационный конструктор Михаил Михайлович Пашинин (1902–1973 гг.) после окончания МАИ был направлен на московский авиазавод № 1, где работал на различных должностях, в том числе и ведущим конструктором. В 1938 г. Пашинин переводится на авиазавод № 21 в Горький

Из книги Реактивные самолеты Люфтваффе автора Шунков Виктор Николаевич

Истребитель Не-280 Стремясь как можно быстрее реализовать накопленный при создании экспериментального самолета Не- 178 опыт, фирма “Хейнкель” уже в конце 1939 года начала работы над полноценным реактивным истребителем Не- 280. Учитывая пожелание военных летчиков иметь

Из книги Авиация и космонавтика 2013 08 автора

Истребитель J-11 Владимир Ильин В майском номере журнала мы рассказывали о самом массовом китайском истребителе J-7, являющимся копией советского МиГ-21. Вторыми по численности, но, безусловно, первыми по боевому потенциалу самолетами НОАК являются истребители типа Су-27.

Из книги Hawker Hurricane. Часть 3 автора Иванов С. В.

«Харрикейн» на службе в Королевских ВВС «Харрикейны Мк I» 56-й эскадрильи перед сами» началом войны. Обратите внимание на отсутствие опознавательных знаков на хвосте. Код самолета изображен на капоте под выхлопными патрубками. Самолеты оснащены двухлопастными винтами

Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.

«Си Харрикейн» на службе Английская палубная авиация начала развиваться в начале 30-х годов XX века. Палубный самолет должен был подняться с авианосца, выполнить задание и благополучно вернуться на корабль. Первыми английскими палубными самолетами были бипланы: Фейри

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

«Харрикейн» в иностранных армиях

Из книги Пе-2 автора Иванов С. В.

Техническое описание Хоукер «Харрикейн Mk I» Одноместный одномоторный истребитель металлической конструкции с частично полотняной обшивкой, убирающимся шасси и закрытой кабиной.Фюзеляж имел металлический каркас, состоявший из четырех трубчатых лонжеронов и

Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора

МиГ-3 - истребитель В ноябре 1939 года, спустя несколько месяцев после организации нового КБ под руководством А. Микояна и М. Гуревича, коллектив создает проект высотного истребителя И-200. В апреле следующего года машина впервые поднимается в воздух.На высоте 7000 м

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Ла-5 - истребитель Предшественник этого знаменитого истребителя ЛаГГ-3, сконструированный в 1940 году С. Лавочкиным в содружестве с В. Горбуновым и М. Гудковым, с блеском прошел испытания и поступил на вооружение. Ничем Принципиальным не отличаясь от истребителей

Из книги автора

Як-3 - истребитель Предшественником Як-3 был Як-1 - истребитель, созданный накануне войны в конструкторском бюро А. Яковлева. Боевые события поставили новую задачу - создать еще более легкий, маневренный, скоростной самолет со значительной дальностью полета. Именно такая

Из книги автора

Истребитель Пе-3 Вскоре после германского вторжения в Советский Союз самолеты Пе-2 из 40- го бомбардировочного авиационного полка стали привлекаться к сопровождению черноморских конвоев за пределами радиуса действия одномоторных истребителей. Бомбовой нагрузки «пешки»

Из книги автора

Истребитель Як-7 Когда начали проектировать УТИ-26, никто не мог предположить, что на его базе будет создан полноценный истребитель. Большие потери самолетов-истребителей на начальном этапе Великой Отечественной войны потребовали резкого увеличения их производства.

Из книги автора

Истребитель Як-25 Практически одновременно с Як-23 началось проектирование Як-25 с таким же двигателем «Дервент V» в полном соответствии с предъявленными к нему требованиями. Ведущим конструктором машины назначили Л. Л. Селякова, под руководством которого построили Як-19.

Из книги автора

Истребитель Як-17 Вслед за спаркой на заводские испытания поступил истребитель Як-15У, переделанный из серийного на заводе № 464, с подвесными топливными баками на законцовках крыла, вмещавшими до 331 кг керосина, шасси с носовым колесом. На самолете стояли две пушки НС-23 с

"Харрикейны" были первыми боевыми самолетами союзников, прибывшими в СССР. 28 августа 1941 года 24 истребителя типа "Харрикейн" IIВ поднялись с палубы авианосца "Аргус" и затем приземлились на аэродроме Ваенга под Мурманском. Машины входили в состав 151-го крыла (полка) английских ВВС, отправленного на помощь советским частям в Заполярье. Через некоторое время к ним присоединились еще 15 "Харрикейнов", доставленных грузовыми судами в архангельский порт и собранных там англичанами. Впоследствии эти истребители были переданы 78-му иап ВВС Северного флота. За этой горсткой "Харрикейнов" последовал мощный поток (более чем 3000) самолетов этого типа, построенных английскими и канадскими заводами.

Истребитель "Харрикейн" начал проектироваться на фирме "Хоукер" под руководством главного конструктора Сиднея Кэмма в 1933 г. Через два с половиной года самолет прошел испытания и с октября 1937 года начал строиться серийно. Для своего времени это была безусловно прогрессивная конструкция. Она включала почти все признаки, характерные для истребителей-монопланов так называемой "новой волны", первым представителем которой был советский И-16 Н.Н. Поликарпова - низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Из новинок того времени Кэмм не использовал только цельнометаллическую конструкцию с несущей обшивкой - "Харрикейн" имел каркас фюзеляжа из стальных труб с внутренними расчалками (примерно такой же схемы, как у нашего Як-1). К моменту попадания в нашу страну самолет претерпел многочисленные изменения. На нем последовательно ввели подфюзеляжный киль для улучшения штопорных качеств, реактивные выхлопные патрубки, заменили двухлопастной винт фиксированного шага на трехлопастной винт-автомат. Однако, эти модификации не смогли устранить выявленного с самого начала Второй мировой войны отставания "Харрикейна" от его основного противника - немецкого истребителя Мессершмитт Bf 109. Не помогла и установка более мощного и высотного мотора "Мерлин" XX с двухскоростным нагнетателем (вместо "Мерлин" III). Хотя в 1941 г. "Харрикейн" включили в число пяти наиболее важных типов самолетов, которым в Великобритании отдавали приоритет, в производстве отчетливо проявлялась тенденция к вытеснению этих машин более совершенными "Спитфайрами". "Харрикейны" с осени 1941 г. постепенно были переориентированы на функции истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков и тактических разведчиков, их применяли также на второстепенных театрах военных действий вдалеке от метрополии.

Таким второстепенным театром англичане считали и Советский Союз. Вслед за "первыми ласточками" с "Аргуса" на судах северных конвоев стали прибывать контейнеры со все новыми "Харрикейнами". Впоследствии эти истребители поступали в нашу страну и через Иран. Всего за 1941-1944 гг. (в 1944 г. "Харрикейны" сняли с производства) в СССР приняли 3082 истребителя этого типа (в том числе военная авиация получила 2834 машины). Нам было отправлено по крайней мере 210 машин модификации IIА, 1557 - IIВ и аналогичных канадских X, XI, XII (выпущенных фирмой "Кэнедиэн Кар энд Фаундри" и отличавшихся частичной комплектацией американским оборудованием), 1009-IIС, 60- IID и 30-типа IV. Часть истребителей типа IIА на самом деле являлась переделкой старых машин типа I, проведенной фирмой "Роллс-Ройс". Осенью 1942 г. нам достался и один "Си Харрикейн" I (номер V6881), так называемый "катафайтер". Этот самолет катапультировался с борта транспорта "Эмпайр Хорн" при прикрытии судов конвоя PQ-18 и приземлился в Архангельске. 37 "Харрикейнов" IIВ 151-го крыла были официально переданы советской стороне в октябре 1941 г. А еще до этого, 22 сентября 1941 г., комиссией НИИ ВВС под председательством полковника К.А. Груздева был принят первый "Харрикейн" (номер Z2899), поставленный в нашу страну "напрямую". Комиссия сделала свое заключение только на основании осмотра машины, поскольку лишь на следующий день в СССР отправили инструкцию и описание. В акте констатировано, что самолет далеко не новый, потрепанный, не хватало рукоятки запуска, часов, боекомплекта. Этот случай не был исключением - для первых партий "Харрикейнов" это было нормой. Специалисты,занимавшиеся приемкой английской техники, отмечали, что многие истребители (не в пример прибывшим из США) нуждались в доукомплектовании и ремонте. Встречались машины, налет которых перевалил за 100 часов. Особенно возмутила советских рабочих, вскрывавших ящики, красовавшаяся на бортах и фюзеляжах некоторых "Харрикейнов" даже незакрашенная финская свастика. Переподготовкой летчиков и укомплектованием частей "Харрикейнами" занимались несколько запасных полков и учебных подразделений. Первыми из них были 27-й зап, располагавшийся в районе Вологды (аэродром Кадников) и части 6-й заб, размещенной в Иванове. Поначалу там работали английские летчики-инструкторы, инженеры и механики.

Внедрение "Харрикейнов" у нас началось с севера. Там с ноября-декабря 1941 г. начали боевые операции 72-й, 78-й, 152-й и 760-й полки, действовавшие в Карелии и на Кольском полуострове. Их летчики осваивали эти машины с помощью пилотов морской авиации, обученных англичанами в эскадрильях 151-го крыла.

Первые же случаи боевого применения "Харрикейнов" на фронте выявили большое количество недостатков. Больше всего нареканий вызывало вооружение "Харрикейнз" -8-12 пулеметов калибра 7,69 мм не наносили существенного ущерба бронированным немецким самолетам. Вот характерный пример: в январе 1942 г. три "Харрикейна" IIВ из 191-го полка 10 минут преследовали разведчик Юнкерc Ju 88, непрерывно поливая его огнем, но так и не сбили. Надежность работы вооружения также была невысокой. На холоде замки пулеметов, расположенных в крыле, часто замерзали, и самолет оказывался небоеспособным. Слабость вооружения иногда заставляла летчиков прибегать к таранному удару. Так, 31 мая 1942 г. таранил "юнкерc" над Ярославлем будущий дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Не вызвали большого восторга и летные характеристики. По данным испытаний, оперативно проведенных в НИИ ВВС (ведущим инженером был В.Ф.Болотников, участвовавший в приемке первых "Харрикейнов"), по скорости "Ураган" - так переводится название истребителя на русский язык - занимал промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику на Севере - немецкому Мессершмитту Bf 109E - он уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500-7000 метров их возможности становились примерно равными. При пикировании громоздкий "Харрикейн" "парашютировал", что не позволяло ему быстро разгоняться. Правда, в актив ему можно было записать маленький радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях. Весьма неудачно было сконструктировано шасси "Харрикейна". Несмотря на достаточно заднюю центровку у истребителя был мал капотажный угол - всего 24° с учетом торможения (в то время как по требованиям НИИ ВВС было необходимо не менее 26,5°). Он был еще меньше по израсходовании боеприпасов и горючего. При посадке на неровный грунт полевыхаэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом прежде всего ломался деревянный винт "Ротол" - его в отличие от советских металлических починить было практически нельзя. Скапотировать "Харрикейн" мог и при рулежке. У этого истребителя была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (аналогичное свойство наблюдалось и у советских "яков"). Чтобы предохранить машину от неприятностей нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Иногда они не успевали вовремя спрыгнуть и поневоле поднимались в небо. Был такой случай и у англичан - в 151-м крыле таким образом разбили один из своих "Харрикейнов", причем погибли два механика и был ранен летчик. Боеспособность "Харрикейнов"снижалась и вследствие нехватки запчастей. Самым большим дефицитом были деревянные воздушные винты. Они не только ломались при капотировании, растрескивались от попадания пуль, но и повреждались подсасываемыми на взлете камнями. Временами из-за винтов до 50% поставленных самолетов стояли "на приколе". В конечном итоге в марте-апреле 1942 г. в Советском Союзе наладили выпуск запасных лопастей канглийским винтам. Временами потеря боеспособности "Харрикейнов" достигала ужасающего уровня. Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов из 18 "Харрикейнов" 488-го иап в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я иад, прикрывавшая Мурманск, из 69 своих самолетов могла рассчитывать на три боеспособных истребителя. Осваивая английские машины, советский персонал столкнулся с непривычными милями, футами и галлонами, нанесенными на шкалах приборов. Необычна была и "ломающаяся" ручка управления - ко всему этому нужно было привыкнуть.

Однако, не стоит выставлять "Харрикейн" лишь в черном свете. У этого истребителя обнаружились и вполне определенные достоинства. Несмотря на некоторую громоздкость самолет оказался прост и послушен в пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективен триммер руля. "Харрикейн" легко и устойчиво выполнял различные фигуры, будучи вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени. Понравилась нашим пилотам и просторная кабина с хорошим обзором. Большим плюсом была полная радиофикация поступивших "Харрикейнов" (напомним, что на советских истребителях того времени передатчики полагалось ставить на каждый третий самолет, а в действительности и это не выполнялось). Но английские рации работали на батарейном питании (хотя на самолете устанавливались и аккумуляторы), и зимой, особенно на севере, их заряда хватало лишь на 1,5-2 часа работы, как их ни укутывали наши механики. Следует учесть, что значительная часть "Харрикейнов" прибыла в Советский Союз в конце 1941 - начале 1942 гг., когда ВВС нашей страны испытывали острую нехватку самолетов. Эвакуированная на Восток промышленность уменьшила их выпуск и не покрывала даже потерь на фронте. Из гражданской авиации, учебных частей и аэроклубов изымали изношенные, часто уже снятые с вооружения машины и отправляли их на фронт. По сравнению с И-15бис и, тем более, с И-5, "Харрикейн" был чудом современной техники. Но даже с учетом всех плюсов итог был однозначен - "Харрикейн" значительно уступал истребителям противника - и старому Bf 109E, который еще оставался основным на северном участке фронта, и тем более новому Bf 109F. Поэтому после получения этих машин их начали переделывать по своему разумению, стараясь если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского истребителя. Уже осенью 1941 г. в 78-м иап по предложению его командира Б.Ф.Сафонова была произведена переделка полученных машин под советское вооружение. Вместо четырех "Браунингов" поставили два пулемета БК калибра 12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-кг бомбы. Огневую мощь усилили также четырьмя реактивными снарядами. В январе 1942 г. в 191-м иап на самолете Н.Ф. Кузнецова поставили две пушки ШВАК. Подобные работы проводились и в других частях, причем повсеместно монтировались по 4-6 реактивных снарядов РС-82. Нарекания вызывала и слабая бронезащита английского истребителя. Поэтому штатные бронеспинки часто снимали и заменяли советскими. Это сначала делали прямо в полках (на самолете того же Кузнецова, к примеру, поставили спинку от разбитого И-16), а затем и в заводских условиях при замене вооружения, о чем речь пойдет далее.

Зимой 1941-42 гг. на фронте уже имелось довольно большое число "Харрикейнов". Только в ВВС Северного флота к декабрю 1941 г. насчитывалось 70 таких истребителей. К полкам, действовавшим на севере, в начале 1942 г. добавились 67-й, 429-й и 488-й иап в Подмосковье. Контрнаступление под Москвой было первой крупной операцией, в которой у нас участвовали "Харрикейны". Эта первая военная зима доставила немало хлопот полкам, эксплуатировавшим английские истребители. Отмечалось забивание грязью и льдом зарядных штуцеров пневмосистемы (у части машин они размещались в ступице колеса), разрывы или закупорка шлангов и трубок, выход из строя бортовых воздушных компрессоров. Замерзало оружие и элементы бортового оборудования. Для борьбы с этим в магистрали врезались дополнительные сливные краны, обеспечивавшие полный слив охлаждающей смеси и масла на стоянке, утепляли трубопроводы, аккумуляторы и батареи. Винты "Ротол", стоявшие на некоторых сериях "Харрикейнов", на малом шаге при остановке винта промерзали (замерзало масло). Чтобы избежать этого, на втулку винта под кок одевали войлочный колпак. Радиаторы на стоянке затыкали специальными подушками, а в полете загораживали часть радиатора обыкновенной дощечкой, размеры которой рекомендовалось подбирать "опытным путем". Ряд трудностей был связан с попыткой эксплуатировать "Харрикейны" с водой в системе охлаждения вместо штатной смеси "гликоль". Для этого в систему приходилось вносить ряд изменений: снимали термостат, отрегулированный по "гликолю" и не пропускавший в радиатор жидкость с температурой ниже 85 0 С, убирали шунтовую трубу (в обход радиатора) и отключали ряд второстепенных контуров, таких, например, как подогрев карбюратора. Впоследствии у нас перешли на отечественные антифризы, отличавшиеся большей морозостойкостью.

Массовое появление "Харрикейнов" на советско-германском фронте произошло весной-летом 1942 г. Их применяла морская авиация на Северном и Балтийском флотах, полки ВВС, действовавшие на Карельском, Калининском, Северо-западном, Воронежском фронтах и части ПВО в различных районах страны. Недостатки "Харрикейнов" дорого обходились советским летчикам. Потери были очень велики. Например, в марте 1942 г. на Северо-западном фронте два полка, вооруженных английскими истребителями, были обескровлены немцами менее чем за неделю боев. В это же время очень большие потери понес 3-й гв. иап ВВС Балтийского флота при прикрытии плацдарма Невская Дубровка под Ленинградом. Недостаточная скорость и плохие характеристики вертикального маневра вынуждали максимально уплотнять боевые порядки и вести бой с истребителями только на горизонталях. Известны случаи, когда при появлении немецких истребителей "Харрикейны" перестраивались в оборонительный круг и даже не пытались атаковать. В тяжелом 1942 г. среди потерянных нашими ВВС истребителей насчитывалось около 8% "Харрикейнов", что превышало их долю в общем парке. В руках умелых летчиков и эти машины достигали существенных боевых успехов даже в условиях численного превосходства противника. Например, в апреле 1942 г. четыре "Харрикейна" из 485-го иап под командованием лейтенанта Безверхнего смело вступили в бой с десятью Bf 109. Итог схватки: сбиты три "немца" и два "Харрикейна". 19 июня семь истребителей из этого же полка, ведомые его командиром Г.В.Зиминым, атаковали над Рамушевским коридором 12 пикировщиков Юнкерcе Ju 87, которых прикрывали 15"мессершмиттов". Были сбиты десять немецких самолетов и один наш. Однако, одного мастерства и героизма летчиков было мало. В марте 1942 г. советское командование решило провести полную модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с требованиями времени. Для сравнительных испытаний были изготовлены три варианта модифицированного "Харрикейна": с четырьмя 20-мм пушками ШВАК, двумя ШВАК и двумя крупнокалиберными пулеметами У БТ (именно в турельном варианте, что, по-видимому, было связано с более удобной установкой в отсеке вооружения) и, наконец, с четырьмя УБТ. Последний вариант дал выигрыш в весе без ущерба другим характеристикам, но принят как основной был второй, что можно объяснить недостатком крупнокалиберных пулеметов весной 1942 г. Программой модернизации вооружения "Харрикейна" также предусматривалась установка под крыльями бомбодержателей и шести направляющих под РС-82. Первоначально планировали, что доработка "Харрикейна" будет производиться в Горьком. Но местный авиазавод был полностью загружен истребителями Лавочкина, поэтому переделку под отечественное оружие осуществляли на московском авиазаводе №81 (пилоты принимали машины прямо на центральном аэродроме) и в Подмосковье, в Подлипках, в мастерских 6-го иап ПВО. Там дорабатывались как вновь поступившие от англичан самолеты, так и уже побывавшие на фронте. Бригады с завода №81 производили эту операцию и на подмосковных аэродромах в Кубинке, Химках, Монино, Егорьевске. На этих базах 6-го иак ПВО перевооружались самолеты, которые нельзя было перегнать на завод из-за различных неисправностей. Новое мощное вооружение расширило возмож ности "Харрикейна" как в воздушном бою, так и при действиях по наземным целям. Надо сказать, что "Харрикейн" довольно часто использовался как истребитель-бомбардировщик и отчасти как штурмовик. Этому способствовал ряд его особенностей. "Харрикейн" с отечественным вооружением и с подвеской двух бомб ФАБ-100 легко управлялся, лишь незначительно ухудшились взлетные характеристики, а скорость снизилась на 42 км/ч. Самолет был живуч- как-то раз машина А.Л.Кожевникова из 438-го иап получила 162 пробоины, но, тем не менее, летчику удалось благополучно сесть на своем аэродроме. Не раз отмечались удачные бомбо-штурмовые удары "Харрикейнов". Летом 1942 г. самолеты 191-го иап (имевшие советское вооружение) пушками и ракетами вдребезги разнесли немецкую автоколонну под Новым Осколом. А в августе 1943 г. "Харрикейны" совместно с Ил-2 разбомбили немецкий аэродром в районе Луостари, уничтожив 11 истребителей и один транспортный самолет Юнкерc Ju 52/3m. К таким операциям часто привлекали истребительные полки ВВС, но кое-где "Харрикейны" имелись и в чисто штурмовых полках, например, в 65-м на севере. Несколько особняком стоят "противотанковые" модификации IID и IV с 40-мм пушками в подвесных контейнерах, прибывшие в нашу страну через Иран в начале 1943 г. Об их применении у нас известно мало, авторы могут только добавить, что весной 1943 г. их использовали в боях на Северном Кавказе. Серьезным испытанием для "Харрикейнов" стало участие в боях на Дону, а затем на дальних подступах к Сталинграду. Если на Севере немцы зачастую применяли устаревшую технику, то летом 1942 г. на юг они бросили все лучшее, чем располагали. Именно туда срочно перебросили 235-ю над под командованием подполковника И.Д. Подгорного. В нее сначала входили 191-й, 436-й и 46-й полки, к которым потом добавили 180-й иап -все они были укомплектованы только "Харрикейнами". В начале июня дивизия была готова к боевой работе. В политдонесениях аккуратно говорилось о "недоверии летного состава к "Харрикейнам". Наша авиация действовала в исключительно тяжелых условиях, когда противник господствовал в воздухе. За первые пять дней июля "Харрикейны", несмотря на постоянные перебазирования, нехватку бензина и запчастей, сбили 29 самолетов неприятеля. Особенно отличился старший политрук Х.М. Ибатулин, лично сбивший 1 июля две вражеские машины и не вышедший из боя, хотя на его "Харрикейне" сорвало капот мотора. Отчасти успех английских машин объяснялся их удачным взаимодействием с советскими самолетами и хорошей подготовкой летавших на них пилотов. За июль дивизия потеряла 17 "Харрикейнов", а противник, по крайней мере, вдвое больше боевых машин. Постепенно обе сражающиеся стороны повысили качественный уровень брошенной в бой авиационной техники. Над Сталинградом появились самые современные модификации "Яковлевых" и "Лавочкиных". Отсутствие пополнений привело к тому, что английские истребители постепенно исчезли из парка 8-й воздушной армии. На 1 августа их осталось всего 11, из которых боеспособными были три. Это явление было не локальным, а повсеместным. Если на 1 июля 1942 г. в ВВС имелось 202 "Харрикейна", то в ноябре их осталось лишь 130. Они продолжали играть заметную роль только на северных участках советско-германского фронта. С получением от авиапромышленности значительного количества самолетов современных типов "Харрикейны" постепенно перестали применяться на фронте как истребители. Небольшое их количество использовалось в качестве разведчиков и корректировщиков. "Харрикейны" переоборудовались в разведчики прямо в частях и подобно аналогичным английским переделкам модификации TacR II несли один плановый фотоаппарат (обычно типа АФА-И) в фюзеляже за местом пилота. Такими машинами располагали как специальные разведывательные полки (например, 118-й орап на Северном флоте), так и обычные истребительные (3-й гв. иап на Балтике). Число "Харрикейнов" - корректировщиков в общей сложности не превышало двух десятков. Они имелись на Ленинградском, Волховском, Калининском фронтах. В Саратовской Высшей авиационно-планерной школе (СВАПШ) "Харрикейны" переделали для буксировки десантных планеров А-7 и Г-11. Они совершили с планерами несколько полетов к партизанам. Но основной сферой применения "Харрикейнов" во второй половине войны стали части ПВО. Туда "Харрикейны" стали поступать практически с декабря 1941 г., но с конца 1942 г. этот процесс резко ускорился. Этому способствовало поступление из Англии самолетов модификации ПС с четырьмя 20-мм пушками "Испано". Первым из них. предположительно, был истребитель с номером BN428. В то время ни один советский истребитель не имел столь мощного вооружения (секундный залп составлял 5,616 кг). В то же время испытания "Харрикейна" IIС показали, что он еще тихоходнее, чем модификация IIВ (из-за большего веса). Он совершенно не годился для борьбы с истребителями, а вот для вражеских бомбардировщиков представлял собой немалую опасность. Поэтому не удивительно, что большинство поставленных в СССР машин этого типа попало в полки ПВО. Ими располагал, например, 964-й иап, прикрывавший в 1943-44 гг. Тихвин и Ладожскую трассу. Если на 1 июля 1943 г. в ПВО было 495 "Харрикейнов", то на 1 июня 1944 г. -уже 711. Они прослужили там всю войну, на их боевом счету 252 самолета врага. Полная радиофикация позволяла эффективно наводить самолеты по радио. Так, 24 марта 1942 г. звено "Харрикейнов" из 769-го иап было наведено на группу из восьми Ju 87 и десяти Bf 109. идущую на Мурманск. Два "юнкерса" были сбиты, а остальные - беспорядочно сбросили бомбы на сопки западнее города и бежали. А 29 ноября того же года майор Молтенинов из 26-го гв. иап по данным наземной РЛС РУС-2, переданным по радио, нашел и уничтожил в районе Колпина бомбардировщик Хейнкель Не 111. В 1944 г. часть машин этого типа использовалась в ПВО как самолеты-осветители при отражении ночных налетов. Обычно "Харрикейн" брал по две осветительные бомбы САБ-100 и сбрасывал их, находясь на 2000-2500 м выше вражеских бомбардировщиков. Атаку выполняла ударная группа. В разных полках ПВО для этой цели держали по два-четыре "Харрикейна". В 1944 г. даже немецкие разведчики уже не забирались вглубь страны. Но в Калмыкии последний боевой вылет "Харрикейн" совершил 23 мая. Четырем летчикам из 933-го иап поручили найти и уничтожить в степях совершивший там промежуточную посадку немецкий транспортный самолет Фокке-Вульф FW 200. Пролетев около 270 км, они нашли и подожгли эту четырехмоторную машину, а затем поддержали огнем подразделение НКВД, захватившее экипаж и пассажиров. Отдельные "Харрикейны" подверглись у нас интересным переделкам. Известен вариант с задней подвижной стрелковой установкой. Несколько "Харрикейнов" (среди которых был самолет HL665) переделали в учебные двухместные. В Англии подобных машин в войну не строили - у них методика подготовки летчиков была иной. В уже упоминавшейся СВАПШ один "Харрикейн" попробовали поставить на лыжи, его испытывал А.Э. Аугуль. На этой машине лыжи не убирались в полете. А в начале 1942 г. на заводе №81 один из истребителей 736-го иап, доставленный в ремонт, был оборудован убирающимся лыжным шасси. Его испытывали с 5 по 15 февраля на Центральном аэродроме. Летал В.А. Степанчонок из НИИ ВВС, а также пилоты из 10-го гв. иап и 736-го иап. При всех своих недостатках "Харрикейны" помогли советским ВВС пережить самое тяжелое время, да и затем принесли немало пользы. Интересно, например, косвенное воздействие этой машины на нашу авиацию. На этом самолете нашим инженерам впервые удалось "вплотную" ознакомиться с одним из лучших для своего времени двигателей - мотором Роллс-Ройс "Мерлин". Надежный и экономичный, он обладал очень высокими удельными характеристиками, но требовал столь же высокой квалификации мотористов, точной регулировки и весьма "вежливого" обращения. При попадании в нашу страну баки английских истребителей, особенно поначалу, заполняли низкосортными горючим и маслами. Моторы периодически глохли. С этим сразу столкнулись пилоты 151-го крыла: первый вылет на боевое задание был сорван - сразу после взлета "обрезало" моторы обоих поднявшихся в воздух истребителей. Хорошо еще, что пилотам удалось благополучно приземлиться. Английские двигатели были чувствительны к попаданию песка и пыли в воздухозаборник карбюратора, а это повсеместно встречалось на песчаных аэродромах Заполярья. Очень пригодились здесь противопыльные тропические фильтры, хотя они и "съедали" скорость. Тщательное изучение "англичанина" натолкнуло наших специалистов на некоторые мысли по усовершенствованию отечественных машин. Проводивший испытание винто-моторной группы "Харрикейна" М.Б. Чернобыльский обратил внимание на особенности подбора винтов. Если для советских самолетов их подбирали из условия наибольшего КПД на максимальной скорости, то на "Харрикейне" - для получения лучших характеристик взлета. Отметили, что диаметр "Ротола" был 3,43 м против 3,0 м у отечественных истребителей. Кроме того, на "Мерлинах" для улучшения условий взлета на форсированном режиме увеличивали и обороты, и наддув, а в отечественных авиамоторах - лишь последнее. Все эти отличия впоследствии были учтены при модификации знаменитого Ил-2 с двигателем АМ-38Ф, что значительно улучшило взлетные характеристики штурмовика, сделало его более скороподъемным. Да и сама конструкция "Мерлина" не оставила наших специалистов равнодушными. В частности, оказалось, что диапазон допустимых режимов по оборотам примерно вчетверо больше, чем у отечественного М-105. На повестку дня встала задача оптимального выбора режима работы мотора для каждого положения винта. Ее решением стало создание автомата "шаг-газ", принятого на вооружение в конце войны.

Спроектированный под руководством Сиднея Кэмма «Харрикейн» стал первым в ряду нового поколения британских истребителей-монопланов, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны на Западе.

Проект прошел длительную эволюцию — первоначально машина задумывалась как относительно простая переделка биплана «Фьюри» в моноплан. Постепенно вносились концептуальные изменения, главными из которых стали введение нового двигателя «Роллс-Ройс Мерлин», убираемого шасси и усиленного вооружения (восемь пулеметов). Окончательно облик нового самолета определялся спецификацией F.36/34, где машина была описана как «одноместный истребитель-скоростной моноплан». «Харрикейн» имел смешанную конструкцию фюзеляжа (стальная ферма, дополненная фанерными шпангоутами и стрингерами) с дюралевой обшивкой в передней части и полотняной — в хвостовой. Крыло первоначально было деревянным, но уже с весны 1940-го все серийные «Харрикейны» получили цельнометаллическое крыло.

Прототип «Харрикейна» впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 года. Конструкторам пришлось преодолеть ряд проблем, вскрывшихся при испытаниях: увеличить радиатор, усилить каркас фонаря кабины, несколько изменить механизацию крыла и пр. Хотя до расчетной скорости в 560 км/ч самолет не дотягивал, показав всего 507 км/ч, он стал первым британским аэропланом, преодолевшим отметку 300 миль в час (483 км/ч). Маневренность и управляемость были признаны хорошими. 3 июня 1936 года министерство авиации заказало первую серийную партию — 600 «Харрикейнов».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Поставки «Харрикейнов» в строевые части начались в самом конце 1937 года. К началу Второй мировой войны королевские ВВС получили 497 самолетов этого типа. На них летали 18 эскадрилий (АЭ). Уже в сентябре 1939-го четыре АЭ были отправлены в составе экспедиционного корпуса во Францию. К моменту начала германского «блицкрига» на Западе 10 мая 1940 года во Франции находилось шесть эскадрилий «Харрикейнов». Британские истребители прикрывали попытку продвижения экспедиционного корпуса в Бельгию, а затем — отступление к побережью Ла-Манша. К концу кампании во Франции воевало уже 13 эскадрилий «Харрикейнов», но помешать наступлению вермахта они не могли. Потери королевских ВВС во Франции составили 261 «Харрикейн», из них примерно 2/3 — поврежденных и брошенных при отступлении.

Во время битвы за Британию «Харрикейн» продолжал оставаться основным британским истребителем — в начале июля 1940 года на этих самолетах летали 28 АЭ. Ввиду того что самолет уступал по летным качествам немецкому Bf 109Е, королевские ВВС стремились использовать «Харрикейны» совместно со «Спитфайрами»: первые прорывались к бомбардировщикам, вторые связывали боем «Мессершмитты». К концу сентября на «Харрикейнах» летали уже 35 эскадрилий. 57 % вражеских самолетов, сбитых в ходе битвы за Британию, приходилось на долю пилотов «Харрикейнов». С весны 1941 года «Харрикейны» активно участвовали в рейдах к вражескому побережью. Эта задача оставалась для них основной вплоть до 1944-го. Особенно широко привлекались к таким налетам самолеты с пушечным вооружением (Мк IIС, Мк IID, Мк IV). В Северной Африке части, вооруженные «Харрикейнами», участвовали во всех кампаниях вплоть до капитуляции итало-германских войск в Тунисе в 1943 году. В январе 1942-го такие самолеты появились на Дальнем Востоке, воюя в Сингапуре и на Суматре. Массово «Харрикейны» применялись в Индии и Бирме: в августе 1942-го на этом ТВД действовало 11 АЭ, вооруженных такими самолетами, а к июню 1943-го это число возросло до 16. В Бирме «Харрикейны» воевали вплоть до конца Второй мировой войны, действуя как истребители-бомбардировщики и штурмовики.

В морской авиации «Си Харрикейны» с середины 1941 года применялись для прикрытия конвоев с оборудованных катапультами торговых судов.

С марта до осени 1942-го палубные «Си Харрикейны» действовали с авианосцев «Игл» и «Индомитебл», обеспечивая прикрытие мальтийских конвоев. Гораздо шире использовались они с эскортных авианосцев, осуществлявших сопровождение конвоев. Самолеты «Си Харрикейн» Мк НС с авианосцев «Эвенджер», «Байтер» и «Дешер» в ноябре 1942 года участвовали в прикрытии высадки союзников в Алжире.

«ХАРРИКЕЙНЫ» В СССР

Крупнейшим после Великобритании эксплуатантом «Харрикейнов» стал СССР, получивший в периоде 1941 по 1944 год 3082 таких самолета. Это были, главным образом, Mk II, а также Mk IV (30 единиц) и канадские Mk X и Mk XII. Первыми в бой на этих самолетах в ноябре — декабре 1941 года пошли 72-й и 78-й полки ВВС Северного флота, а также 152-й и 760-й Ленинградского фронта. Многие «Харрикейны» подверглись переделкам, направленным на усиление вооружения. Стандартной считалась установка 4 х 12,7-мм пулеметов УБТ либо 4 х 20-мм пушек ШВАК, или же комбинации из 2 х УБТ и 2 х ШВАК.

Основным районом боевого применения советских «Харрикейнов» был север, но с 1942 года они встречались и на других фронтах. Так, с начала июня 1942-го под Сталинградом воевала 235-я иад, вооруженная такими самолетами. Со второй половины 1942 года большинство «Харрикейнов» направлялось в полки ПВО — на 1 июня 1944-го в них имелось 711 таких машин. На фронте же их количество быстро уменьшалось: если на 1 июля 1942 года числилось 202 «Харрикейна», то в ноябре их осталось лишь 130. Дольше «Харрикейны» применялись в морской авиации — их мощное стрелковое вооружение и возможность подвески бомб оказались востребованными для ударов по плавсредствам.

27-й иап ВВС Северного флота летал на таких машинах до октября 1944-го. «Харрикейн» не отличался высокими летными данными, уступая основному своему противнику — Bf 109E/F — в скорости, скороподъемности, маневренности. Но британская машина имела и положительные качества: мощное вооружение (особенно на пушечных модификациях), прочность и ремонтопригодность конструкции. Благодаря этому «Харрикейн» прошел практически всю Вторую мировую войну, трансформировавшись из чистого истребителя в истребитель-бомбардировщик и штурмовик.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА ХОУКЕР «ХАРРИКЕЙН»

Хоукер «Харрикейн», несомненно, был одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Во время битвы за Британию они уничтожили больше самолетов противника, чем все наземные и воздушные силы противовоздушной обороны, вместе взятые.

В ходе серийного выпуска «Харрикейнов» в Англии в произодство были внедрены четыре основные модификации, отличавшиеся маркой двигателя, составом вооружения и другими деталями. Еще три модификации, выпускавшиеся в Канаде, отличались, главным образом, установкой моторов производства американской фирмы «Паккард». Наконец, обозначение «Си Харрикейн» присваивалось самолетам, приспособленным для применения с авианосцев.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

«Харрикейн» Mk I — двигатель «Мерлин» II или III (1030 л. с). Вооружение — восемь 7,7-мм пулеметов «Браунинг» Мк 1 (боекомплект 338 патронов на ствол). Поставки начались в декабре 1937 года. Часть самолетов ранних выпусков прошла доработку с заменой двухлопастного винта фиксированного шага — трехлопастным изменяемого, деревянного крыла — металлическим, улучшением бронезащиты и другими модификациями.

В Англии выпущено 3774 самолета. Кроме Великобритании, строились также в Канаде (166 самолетов с моторами «Мерлин» III с января 1940-го выпустил завод CCF 8 Монреале), Югославии (заказано 60 самолетов заводу «Змай» и 40 — «Рогожарский», но успели наладить выпуск лишь на первом из них, построившем 20 машин) и Бельгии (фирма «Авьонс Фэйри» успела сдать около дюжины машин).

«Харрикейн» Mk IIА — двигатель «Мерлин» XX (1460 л. с). Испытывался с 11 июня 1940 года, поставки в части начались в сентябре 1940-го. Выпущен 451 самолет, в том числе 418 фирмой «Хоукер» и 33 — «Глостер».

«Харрикейн» Mk IIВ — вооружен 12 х 7,7-мм пулеметами. Допускалась подвеска двух 166-л ПТБ. Выпускался с ноября 1940 года. С середины 1941-го самолеты комплектовались бомбодержателями для 2 x 113-кг бомб. В общей сложности выпущено 2948 машин (1781 фирмой «Хоукер», 867 — «Глостер» и 300 — «Остин»).

«Харрикейн» Mk IIС — в крыле установлены 4 х 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk II (общий боекомплект 364 снаряда). Мелкосерийное производство началось в феврале 1941 года, полномасштабный выпуск — в мае. Фирма «Хоукер» построила 4711 самолетов — таким образом, эта модификация «Харрикейна» стала самой массовой.

«Харрикейн» Mk IID — противотанковый вариант, вооруженный 2 х 40-мм пушками и 2 х 7,7-мм пулеметами. Небольшая партия получила пушки «Роллс-Ройс» BF (боекомплект 12 снарядов на ствол), но большинство комплектовалось орудиями «Виккерс» S (15 снарядов). Испытания начались в сентябре 1941-го, а выпуск серийных самолетов — весной 1942 года. «Хоукер» изготовил 296 самолетов.

«Харрикейн» Mk IV (первоначально обозначался Mk IIЕ) — штурмовой вариант с усиленным бронированием и возможностью установки как стандартного крыла (с пулеметами или пушками), так и нового усиленного крыла, ориентированного в основном на наружную подвеску (бомбы, НАР, контейнеры с 40-мм пушками). Двигатель «Мерлин» 24 или «Мерлин» 27 (1260 л. с). Серийно выпускался фирмой «Хоукер» с апреля 1943 по июль 1944 года, изготовлено 774 машины.

Не был реализован вариант «Харрикейн» Mk III с мотором «Паккард-Мерлин» 24, а штурмовик «Харрикейн» Mk V с двигателем «Мерлин» 32 построили только в двух экземплярах.

«Харрикейн» Mk X — вариант Mk I канадского производства с двигателем «Паккард-Мерлин» 28 и американским винтом. Выпущено 268 самолетов, из них 243 поставлено в Великобританию.

«Харрикейн» Mk XI — аналог Mk X с канадским бортовым оборудованием вместо британского. Выпущено 50 единиц.

«Харрикейн» Mk XII — двигатель «Паккард-Мерлин» 29. Вооружение — 8 (Mk ХIIА) или 12 (Mk ХIIВ) 7,7-мм пулеметов. Изготовлено 967 самолетов.

«Си Харрикейн» Mk I — обозначение обычных истребителей «Харрикейн» Mk I, переданных морской авиации. Не имели никакого специального оборудования для применения с палуб или катапульт, использовались только с береговых аэродромов.

«Си Харрикейн» Mk IA — самолеты, приспособленные для применения с катапульт, установленных на торговых судах (CAM-ships). Снабжены захватом для катапульты, надувной спасательной лодкой и устройством автоматического сброса фонаря кабины. С начала 1941 года переоборудовано около 50 самолетов.

«Си Харрикейн» Mk IB — полноценный палубный истребитель для эксплуатации с авианосцев. Оборудован тормозным гаком. Переделывались фирмой «Дженерал Эйркрафт» из стандартных «Харрикейнов» Mk I.

«Си Харрикейн» Mk 1С — несколько десятков «Харрикейнов» Mk I, получивших при переоборудовании в палубный вариант вооружение из 4 х 20-мм пушек.

«Си Харрикейн» Mk IIB, Mk IIС и Mk IIIА — палубные варианты соответствующих модификаций «Харрикейна». Около 200 «Харрикейнов» Mk I и Mk II переоборудованы в фоторазведчики PR Mk II, TacR Mk II и FR Mk II.

Действительно, Hawker Hurricane не относились к числу лучших истребителей Второй Мировой. На вооружение английской авиации они стали поступать ещё в 1937 году. Тогда, познакомившись с ними, советские специалисты были поражены их огромной скоростью в 500 км/час. О таких скоростях в СССР ещё только мечтали.

В начале Второй Мировой первые же бои с «Эмилями» (немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109E) показали, что немцы имеют полное превосходство и в скорости, и в вооружении. Единственным преимуществом «Харрикейна» была маневренность - радиус разворота у него был меньше, чем у «Мессершмитта».

К началу «Битвы за Англию», «Харрикейны» составляли более половины английских истребителей. Тактика действий английской авиации позволяла использовать их весьма успешно. Бороться с «Эмилями» стали «Спитфайры» - один из немногих истребителей, который сражался с «Мессершмиттом» на равных. Они связывали боем немецкие истребители, а в это время «Харрикейны» атаковали немецкие бомбардировщики. Правда, «Ураганы» могли успешно атаковать только старые бомбардировщики Люфтваффе, а такие, как Ju.88 оказались им «не по зубам» - сказывалось слишком слабое вооружение. Ситуация изменилась после появления новой модификации Hawker Hurricane Mk.II с 20-мм пушками. Но эта модификация появилась уже после «Битвы за Англию».

Хотя бороться с «Мессершмиттами» «Харрикейнам» было не под силу, они легко справлялись с итальянскими и японскими истребителями. А по мере поступления достаточного количества «Спитфайров», «Ураганы» постепенно стали менять свою специфику и использоваться как штурмовик. Во второй половине войны, превратившись в удачный и эффективный штурмовик, «Харрикейны» уже сами нуждались в прикрытии истребителями, .

В августе 1941 года Черчилль предложил поставлять «Харрикейны» в СССР и первые самолеты вскоре прибыли в Мурманск. Всего в СССР было поставлено около трёх тысяч машин. Причем, в Советский Союз в некоторые месяцы их поступало даже больше, чем в английскую авиацию.

Хотя и Hawker Hurricane Mk.II не мог бороться на равных с «Фердинандом» (модификация Messerschmitt Bf.109F, которая тогда использовалась Люфтваффе), говорить о его бесполезности неправильно, тем более на фоне советских истребителей того времени. «Харрикейн» был, как минимум, не хуже советских ЛаГГ-3 и Як-1. В любом случае, поступали к нам английские истребители в самый тяжелый момент войны, когда в ход шло всё.

Сравнивать же его с И-16 странно. Даже последние модификации «Ишака» уступали «Харрикейну» почти сто километров скорости без всякого форсажа. Конечно, маневренность И-16 была лучше, но в тот период это уже не имело значения. А утверждение, что «Харрикейн» горел, как солома, непонятно на чём основано.

Конечно, возникает вопрос: «Почему англичане поставляли не самый лучший истребитель?». Дело в том, что англичане поставляли в СССР и «Спитфайр», однако он не прижился. Но это совсем другая история...

Хоукер Харрикейн стал первым в ряду нового поколения британских истребителей-монопланов, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны на Западе. Разработка началась в 1933 г. под руководством С. Кэмма. Проект прошел длительную эволюцию - первоначально машина задумывалась как относительно простая переделка в моноплан. Постепенно в проект вносились концептуальные изменения, главными из которых стали введение нового двигателя «Роллс-Ройс» PV.12 (будущего «Мерлина»), убираемого шасси и усиленного вооружения (8 пулеметов). Окончательно облик нового самолета определялся спецификацией F.36/34, описывавшего машину как «одноместный истребитель - скоростной моноплан». «Харрикейн» имел смешанную конструкцию фюзеляжа (стальная ферма, дополненная фанерными шпангоутами и стрингерами) с дюралевой обшивкой в передней части и полотняной - в хвостовой. Крыло первоначально было деревянным, но уже с весны 1940 г. все серийные «Харрикейны» получили цельнометаллическое крыло.

Прототип «Харрикейна» впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. Конструкторам пришлось преодолеть ряд проблем, вскрывшихся при испытаниях - увеличить радиатор, дабы избежать перегрева двигателя, усилить каркас фонаря кабины, несколько изменить механизацию крыла и пр. Хотя до расчетной скорости в 560 км/ч самолет не дотягивал, показав всего 507 км/ч, он стал первым британским аэропланом, преодолевшим отметку в 300 миль в час (483 км/ч). Маневренность и управляемость были признаны хорошими. 3 июня 1936 г. министерство авиации заказало первую серийную партию - 600 «Харрикейнов».

Общий объем производства в Великобритании составил 12875 самолетов, а с учетом выпуска в Канаде, Бельгии, Югославии превысил 14500 единиц.

Летно-технические xapaктеристики Хоукер «Харрикейн» Mk.l

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» II
    мощность, л.с. 1030
    Размах крыла, м.:
    Длина самолета, м. 9,58
    Высота самолета, м.: 4,01
    Площадь крыла, кв. м.: 23,97
    Масса, кг:
    пустого самолета: 2156
    взлетная: 2826
    Максимальная скорость, км/ч.: 509
    Скороподъемность, м/с.: 8,5
    Практический потолок, м.: 9970
    Дальность полета, км.: 840

Основные модификации Хоукер «Харрикейн»

«Харрикейн» Mk . l - двигатель «Мерлин» II или III (1030 л.с). Вооружение - 8 7,7-мм пулеметов «Браунинг» Мк.1 (боекомплект 338 патронов на ствол). Поставки начались в декабре 1937 г. Часть самолетов ранних выпусков прошла доработку с заменой двухлопастного винта фиксированного шага -трехлопастным изменяемого, деревянного крыла - металлическим, улучшением броне-защиты и другими модификациями.

В Англии выпущено 3774 самолета. Кроме Великобритании, строились также в Канаде (166 самолетов с моторами «Мерлин» III с января 1940 г. выпустил завод CCF в Монреале), Югославии (заказано 60 самолетов заводу «Змай» и 40 - «Рогожарский», но успели наладить выпуск лишь на первом из них, построившем 20 машин) и Бельгии (фирма «Авьонс Фэйри» успела сдать около дюжины машин).

«Харрикейн» М к . II А - двигатель «Мерлин» XX (1460 л.с). Испытывался с 11 июня 1940 г., поставки в части начались в сентябре 1940 г. Выпущен 451 самолет, в т.ч. 418 фирмой «Хоукер» и 33 - «Глостер».

«Харрикейн» М к . II В - вооружен 12 7,7-мм пулеметами. Допускается подвеска 2 166-л ПТБ. Выпускался с ноября 1940 г. С середины 1941 г. самолеты комплектовались бомбодержателями для 2 113-кг бомб. В общей сложности выпущено 2948 машин (1781 фирмой «Хоукер», 867 -«Глостер» и 300 - «Остин»).

«Харрикейн» М к . II С - в крыле установлено 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II (общий боекомплект 364 снаряда). Мелкосерийное производство началось в феврале 1941 г., полномасштабный выпуск - в мае. Фирма «Хоукер» построила 4711 самолетов - таким образом, эта модификация «Харрикейна» стала самой массовой .

«Харрикейн» Mk . IID - противотанковый вариант, вооруженный 2 40-мм пушками и 2 7,7-мм пулеметами. Небольшая партия получила пушки «Роллс-Ройс» BF (боекомплект 12 снарядов на ствол), но большинство комплектовалось орудиями «Виккерс» S (15 снарядов). Испытания начались в сентябре 1941 г., а выпуск серийных самолетов - весной 1942 г. «Хоукер» изготовил 296 самолетов.

«Харрикейн» Mk.IV (первоначально обозначался Mk . llE ) - штурмовой вариант с усиленным бронированием и возможностью установки как стандартного крыла (с пулеметами или пушками), так и нового усиленного крыла, ориентированного, в основном на наружную подвеску (бомбы, НАР, контейнеры с 40-мм мушками). Двигатель «Мерлин» 24 или «Мерлин» 27 (1260 л.с). Серийно выпускался фирмой «Хоукер» с апреля 1943 г. по июль 1944 г., изготовлено 774 машины.

Не был реализован вариант «Харрикейн» Mk.III с мотором «Паккард-Мерлин» 24, а штурмовик «Харрикейн» Mk.V с двигателем «Мерлин» 32 построили только в двух экземплярах.

«Харрикейн» Мк . Х - вариант Mk.I канадского производства с двигателем «Паккард-Мерлин» 28 и американским винтом. Выпущено 268 самолетов, из них 243 поставлено в Великобританию.

«Харрикейн» Mk . XI - аналог Мк.Х с канадским бортовым оборудованием вместо британского. Выпущено 50 единиц.

«Харрикейн» Mk . XII - двигатель «Паккард-Мерлин» 29. Вооружение - 8 (Mk.XIIA) или 12 (Mk.XIIB) 7,7-мм пулеметов. Изготовлено 967 самолетов.

«Си Харрикейн» Mk .I - обозначение обычных истребителей «Харрикейн» Mk .I, переданных морской авиации. Не имели никакого специального оборудования для применения с палуб или катапульт, использовались только с береговых аэродромов.

«Си Харрикейн» Mk .IA - самолеты, приспособленные для применения с катапульт, установленных на торговых судах (CAM-ships). Снабжены захватом для катапульты, надувной спасательной лодкой и устройством автоматического сброса фонаря кабины. С начала 1941 г. переоборудовано около 50 самолетов.

«Си Харрикейн» Mk . I B - полноценный палубный истребитель для эксплуатации с авианосцев. Оборудован тормозным гаком. Переделывались фирмой «Дженерал Эйркрафт» из стандартных «Харрикейнов» Mk.I.

«Си Харрикейн» Mk . I C - несколько десятков «Харрикейнов» Mk.I получивших при переоборудовании в палубный вариант вооружение из 4 20-мм пушек.

«Си Харрикейн» Mk .II B , Mk . IIC и Mk . XIIA - палубные варианты соответствующих модификаций «Харрикейна».

Около 200 «Харрикейнов» Mk.l и Mk.ll переоборудованы в фоторазведчики PR Mk.II, TacR Mk.II и FR Mk.II.

Боевое использование истребителей Хоукер «Харрикейн»

Поставки «Харрикейнов» в строевые части начались в самом конце 1937 г. Первой их освоила 11-я АЭ. К началу Второй мировой войны Королевские ВВС получили 497 самолетов этого типа. На них летали 18 эскадрилий, а ещё 3 находились в стадии перевооружения. Уже в сентябре 1939 г. 4 АЭ были отправлены в составе экспедиционного корпуса во Францию. активность авиации сводилась, главным образом, к разведке и патрулированию. Воздушные бои были нечастыми. К моменту начала германского «блицкрига» на Западе 10 мая 1940 г. во Франции находилось 6 эскадрилий «Харрикейнов», а на их усиление были немедленно переброшены ещё три АЭ. Британские истребители прикрывали попытку продвижения экспедиционного корпуса в Бельгию, а затем - отступление к побережью Ла-Манша. К концу кампании во Франции воевало уже 13 эскадрилий «Харрикейнов», но помешать наступлению вермахта они не могли. Потери Королевских ВВС во Франции составили 261 «Харрикейн», из них примерно 2/3 - поврежденных и брошенных при отступлении. В конце мая-начале июня 1940 г. 46-я АЭ участвовала в боях в Норвегии.

Во время «битвы за Англию» «Харрикейн» продолжал оставаться основным британским истребителем - в начале июля 1940 г. на этих самолетах летали 28 АЭ. Ввиду того, что самолет уступал по летным качествам , Королевские ВВС стремились использовать «Харрикейны» совместно со «Спитфайрами»: первые прорывались к бомбардировщикам, вторые - связывали боем «мессершмитты». К концу сентября на «Харрикейнах» летали уже 35 эскадрилий. Эти самолеты внесли весомый вклад в победу: 57% вражеских самолетов, сбитых в ходе «битвы за Англию», приходилось на долю пилотов «Харрикейнов» . В дальнейшем эти самолеты продолжали неcти дежурство в системе ПВО Британии, действуя как днем, так и ночью. С весны 1941 г. «Харрикейны» активно участвовали в рейдах к вражескому побережью. Эта задача оставалась для них основной вплоть до 1944 г. Особенно широко привлекались к таким налетам самолеты с пушечным вооружением (Mk.IIC, Mk.IID, Mk.IV).

С июля 1940 г. , с сентября действовали в Египте, а в феврале 1941 г. появились в Греции. В мае они обороняли Крит и подавляли мятеж Рашида Али в Ираке, а затем помогали выбить войска Виши из Ливана и Сирии. В конце августа-октябре 1941 г. 151-е крыло (две АЭ «Харрикейнов») осуществляло ПВО Мурманска.

В Северной Африке части, вооруженные «Харрикейнами», участвовали во всех кампаниях вплоть до капитуляции итало-германских войск в Тунисе в 1943 г. В январе 1942 г. такие самолеты появились на Дальнем Востоке, воюя в Сингапуре и на Суматре. Массово «Харрикейны» применялись в Индии и Бирме: в августе 1942 г. на этом ТВД действовало 11 АЭ, вооруженных такими самолетами, а к июню 1943 г. это число возросло до 16. В Бирме «Харрикейны» воевали вплоть до конца Второй мировой войны, действуя как истребители-бомбардировщики и штурмовики.

В морской авиации «Си Харрикейны» с середины 1941 г. применялись для прикрытия конвоев с оборудованных катапультами торговых судов. С марта до осени 1942 г. палубные «Си Харрикейны» действовали с авианосцев «Игл» и «Индомитэйбл», обеспечивая прикрытие мальтийских конвоев. Гораздо шире использовались они с эскортных авианосцев, осуществлявших сопровождение конвоев. Самолеты «Си Харрикейн» Mk.IIC с авианосцев «Эвенджер», «Байтер» и «Дешер» в ноябре 1942 г. участвовали в прикрытии высадки союзников в Алжире. Дольше всего «Си Харрикейны» эксплуатировались на «Страйкере» (до апреля 1944 г.).

Помимо британских эскадрилий, «Харрикейны» широко использовались канадскими и индийскими частями, в меньшей мере - австралийскими, новозеландскими и южноафриканскими. Некоторое время использовала «Харрикейны» и авиация Свободной Франции.

Крупнейшим после Великобритании эксплуатантом «Харрикейнов» стал СССР, в 1941-1944 гг. получивший 3082 таких самолета - главным образом, Mk.II, а также Mk.IV (30 единиц) и канадских Мк.Х и Мк.ХII. Первыми в бой на этих самолетах в ноябре-декабре 1941 г. пошли 72-й и 78-й полки , а также 152-й и 760-й - Ленинградского фронта. В СССР многие пулеметные «Харрикейны» подверглись переделкам, направленным на усиление вооружения. Стандартной считалась установка 4 12,7-мм пулеметов УБТ либо 4 20-мм пушек ШВАК, или же комбинации из 2 УБТ и 2 ШВАК.

Основным районом боевого применения советских «Харрикейнов» был Север, но с 1942 г. они встречались и на других фронтах. Так, с начала июня 1942 г. под Сталинградом воевала 235-я ИАД, полностью вооруженная такими самолетами (4 полка). Со второй половины 1942 г. большинство «Харрикейнов» направлялись в полки ПВО - на 1 июня 1944 г. в них имелось 711 таких самолетов. На фронте же их количество быстро уменьшалось: если на 1 июля 1942 г. числилось 202 «Харрикейна», то в ноябре их осталось лишь 130. Дольше - их мощное стрелковое вооружение и возможность подвески бомб оказались востребованными для ударов по плавсредствам. 27-й ИАП ВВС Северного флота летал на таких машинах до октября 1944 г.

Ещё до начала Второй мировой войны «Харрикейны» поступили на вооружение ряда зарубежных стран. Югославия получила 24 таких самолета из Англии и ещё 20 успела собрать по лицензии. К моменту нападения Германии в строю оставалось 38 «Харрикейнов» (33-я, 34-я и 51-я группы). Они действовали в Боснии и в районе Загреба как истребители и штурмовики до 13 апреля 1941 г., когда последние самолеты были сожжены самими летчиками при приближении противника к аэродромам.

Бельгия к сентябрю 1939 г. успела получить из Англии 15 «Харрикейнов» (из 20 заказанных). Они поступили на вооружение 2-й эскадрильи 1-й группы 2-го ИАП. Вскоре начались поставки самолетов, собираемых по лицензии. Зимой 1939/40 г. бельгийские «Харрикейны» перехватывали в воздушном пространстве страны одиночные германские самолеты. В первый же день немецкого «блицкрига» 10 мая 1940 г. практически все «Харрикейны» были уничтожены на земле или в воздухе.

В августе 1939 г. 12 «Харрикейнов» поступили в Румынию. Самолетами вооружили 53-ю АЭ. По некоторым данным, летом-осенью 1941 г. Румыния получила ещё 3 бывших югославских «Харрикейна» от Германии. В июне 1941 г. 53-я АЭ воевала в Молдавии, а затем под Одессой. В октябре 1941 г. эскадрилью вывели в Румынию, и до 1943 г. «Харрикейны» патрулировали побережье Черного моря.

В марте 1940 г. дюжина «Харрикейнов» прибыла в Финляндию. Ими вооружили группу Lelv 22. В они поучаствовать не успели. С июля 1941 г. финские «Харрикейны» обеспечивали ПВО северо-восточной части страны, а затем - района Хельсинки. В 1943 г. в состав ВВС после ремонта ввели 1 бывший советский «Харрикейн» Мк.IIВ, ставший финским трофеем. Последние «Харрикейны» служили в разведывательной группе HLelv 34 до мая 1944 г.

12 «Харрикейнов» Мк.IIВ в феврале 1942 г. передали ВВС Голландской Ост-Индии. Они служили в отряде 2-VIG-IV.

Мирной была служба «Харрикейнов» в Турции, купившей 15 самолетов Mk.I в 1939 г., а в 1942 г. получивших небольшую партию Мк.IIВ и Мк.IIС, Португалии (15 Мк.IIС в 1943 г. и 50 - в 1945 г.; служили до 1951 г.), Ирландии (в общей сложности 20 самолетов различных модификаций, последние из которых эксплуатировались до 1947 г.), Иране (поставлено 28 самолетов несколькими партиями с 1939 г. по 1946 г.).

«Харрикейн» не отличался высокими летными данными, уступая основному своему противнику - - в скорости, скороподъемности, маневренности. Но британская машина имела и положительные качества: мощное вооружение (особенно на пушечных модификациях), прочность и ремонтопригодность конструкции. Благодаря этому «Харрикейн» прошел практически всю Вторую мировую войну, трансформировавшись из чистого истребителя в истребителя-бомбардировщика и штурмовика, хотя к её завершению применялся уже только на второстепенных ТВД и во вспомогательных частях.

 
Статьи по теме:
Продажа вертолетов Bell Радиоуправляемые вертолеты – моделей много, принцип выбора один
США, Япония, Тайвань, Германия и Италия Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки Вместимость : пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H) Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в больше
​Путешествие в страну Дорожных знаков
Главным документом, регламентирующим правила поведения на дороге, является ПДД. Что касаемо детей, то значимым знаком является «Осторожно Дети» 1.23 по ПДД. Соблюдение правил очень важно, поскольку, в противном случае, могут возникнуть непоправимые послед
Транспортные средства: классификация
Таблица 4 Классификационный признак Специальный Специализированный По назначению Пожарный Медицинской помощи Охранный Автокраны Уборочный Самосвалы с навесным оборудованием Фургоны с навесным оборудованием Цистерны Контейнеровозы Мусоровозы
Демонтаж «фартука» приборной панели
Многие автолюбители сталкивались с тем, что на ВАЗ-2114 гасла одна из ламп ближнего света. Почему это случается? Ответ достаточно простой – лампочка перегорела и её необходимо заменить. Многие автомобилисты зададутся вопросом – как это сделать? Достаточно